Вокруг елки — на коленях
Более 30 тысяч елочек реализуется горожанам ежегодно в предновогодние дни. Неделю-другую большие и маленькие лесные гостьи становятся почетными гостями в наших домах. Но праздники заканчиваются, и елки выбрасывают за ворота.
В своем лесном доме ель, если ее не травмировать вырубками, растет 200-300 лет. К этому времени она достигает высоты 30 и более метров. Чуть пониже, 20-25 метров, она бывает в период своей наивысшей продуктивности — 100-120 лет от роду. Как раз такие ели мы и видим на центральных площадях, разукрашенные предновогодними фонариками, гирляндами и игрушками. Конечно, вырубки таких деревьев ведутся очень осторожно, в местах, где транспортировка принесет минимальный вред лесу. Но все же у лесников каждый раз сердце кровью обливается.
На место 30 000 вырубленных лесниками в пригородных лесах каждый год высаживается 10 000 новых елей. Только одну треть компенсируют лесу. На большее не хватает сил и людей. Потому что вырастить ель — задача трудная и хлопотливая. Каждую елочку надо вырастить из семечка. «Три года лесники ползают вокруг нее на коленях, — говорит Владимир Войцеховский, начальник отдела охраны лесов областного комитета по лесу. — А потом еще пять лет ухаживают за каждым деревцем, как за младенцем, холят, лелеют: пропалывают, прореживают посадки, удаляют больные и слабые деревья «.
К десяти годам елочка достигаете высоту метр-полтора. Eсли она выросла в лесу, ей повезло, возможно, доживет спокойно до своей старости. А если народилась она под линией электропередач, возле трубопроводов — скорей всего, судьба у нее быть срубленной. Такие елочки попадают под пилу и топор в предновогодние дни.
Доходы, получаемые лесничествами от продажи новогодних елок, не покрывают расходов на их вырубку. 50% прибыли сразу отчисляется в бюджет, а оставшаяся половина уходит на оплату транспортных расходов, покупку ГСМ и оплату труда рабочих. Кстати, труд, затраченный на вырубку одной елочки, оценивается всего в 2-3 рубля. Но служители леса согласны работать себе в ущерб, лишь бы не было «самоволок». За всеми нарушителями не уследишь (один лесник обслуживает территорию в 2000 гектаров), а вред такие вырубки наносят лесу такой, что деньгами не измеришь.
«Лес, как распахнутая кладовая, — говорит Владимир Владимирович. — Казалось бы, бери все, что хочешь. Ты — хозяин. Только вот подходить к любому богатству надо с умом». И с любовью. Тогда кладовая эта будет неисчерпаемой.
***
фото: