Жизнь и посмертные приключения святителя Филофея
Окончание. Начало в NN 4, 5.
***
1946 год
Во время Великой Отечественной в здании краеведческого музея находился госпиталь для раненых бойцов. Когда музей вернулся на старые квартиры, стали проводить ревизию и учет фондов. Для определения ценности экспоната N 1647, так называемой «мантии митрополита Филофея Лещинского», создали специальную комиссию в составе областного государственного санитарного инспектора, уполномоченного Совета по делам русской православной церкви по Тюменской области, замдиректора музея и благочинного местных церквей.
29 мая 1946 г. комиссия осмотрела экспонат «внешне и внутри», составила акт. Экспонат представлял собой ящик со стеклянными стенками размером 90х36х25 см, а в нем – «гробик на ножках», узкий внизу, расширенный кверху, с крышкой меньших размеров, чем витрина, где он находился.
В гробике «никаких частей человеческого тела, как-то: ногтей, волос или человеческой кожи – не обнаружено. Кроме надписи на гробе «Мантия Филофея», никаких документальных данных, что все эти вышеперечисленные предметы относятся к гробу митрополита Филофея, не имеется».
«Вышеперечисленные предметы» – это то, что было в гробике: металлические ржавые скобы, шарниры от дверей, кусок кожаного ремня с пряжкой, три куска истлевшей кожи обуви, кусок шелковой ткани – мишурной отделки и куски истлевшего шнура, обломки истлевшего дерева, металлические ржавые пластины разной длины, бурая пыль. Кто изготовил такой экспонат – неизвестно. Гробик с металлоломом.
6 декабря 1946 г. уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Тюменском облисполкоме сообщил директору краеведческого музея, что экспонат N 1647 не является уникальной редкостью, а по заявлению благочинного, не представляет собой религиозной ценности, а потому «от изъятия экспоната из музея церковь отказалась». Уполномоченный рекомендовал «означенный экспонат из обозрения в музее изъять и уничтожить путем сожжения в топке».
И.о. директора музея наложил резолюцию «выполнить указание к 11/XII-46 г.». В присутствии священника (видимо, А.А. Сычугова) все, что могло гореть в гробике, было сожжено, а пепел опущен в воду, завернутый в бумагу и полотно. Поскольку в начале декабря Тура уже замерзла, пепел опустили в одну из прорубей вблизи музея, который в 1946-м находился в том же доме N 2 по ул. Республики, где и теперь.
Перед смертью бывший староста Троицкого собора А.И. Мешков исповедался протоиерею Александру Сычугову и рассказал, как при его участии тайком перенесли останки Филофея и похоронили под полом Вознесенской церкви.
***
Что было после
Александр Сычугов последние годы жизни провел в Новосибирске и там скончался 6 ноября 1976 г. – чуть более 30 лет назад. Незадолго до смерти он кратко описал все связанное с тайным перезахоронением останков митрополита Филофея в Тюмени и вручил дочери Ираиде, которая все эти годы хранила записанное. Она передала копию текста нынешнему наместнику Свято-Троицкого монастыря архимандриту Тихону лишь 4 августа 2003 г.
Пользуясь текстом – он занимает всего одну книжную страницу – я в этом очерке более подробно изложил ход и последовательность событий с привлечением других документов и названной книги о. Тихона.
Архимандрит Тихон рассказал мне, что ни в 2003-м, ни в 2004-м он не предпринимал никаких действий по поиску. Его мучили сомнения. С одной стороны, в документах записано: все, что осталось от Филофея, – сожжено. В то же время в предсмертном письме Сычугова говорилось другое.
В Вознесенском храме шла служба, ремонтные работы, бывало много людей. В 2005-м летом стали копать под полом церкви студенты духовного училища, но ничего не нашли, так как под полом везде грунт перекопанный, насыпной, в нем трудно найти место раскопа. Видимо, в XVIII веке для церкви выкопали сплошной котлован, а потом засыпали грунтом. Студенты копали до материковой нетронутой породы, но ничего не нашли.
Летом 2006-го опять начали искать, копать, и опять неудачно. Уже отчаялись и решили проверить участок чуть дальше от указанной левой колонны. И там 25 мая лопата уперлась во что-то твердое… Осторожно сняли землю и нашли кирпичный склеп на цементном растворе, со сводчатым входом. Размеры его – как для гроба человека: длиной 1,7 м, шириной около 80 см. Глубина захоронения – около двух метров, по христианскому обычаю. Склеп располагался как раз там, где ходили люди внутри храма.
Отец Тихон рассказал, что студенты не удержались и вынули кирпич из стенки склепа. Через отверстие в храм хлынуло странное благоухание, на которое собрались все бывшие в то время в храме строители, спрашивая, что это так хорошо пахнет.
Пока шли работы по вскрытию склепа Филофея, висевшая рядом на колонне старинная икона Феодосия Черниговского, писанная на толстой доске, стала мироточить и продолжает до сих пор. (Я скептически отношусь к церковным чудесам, но потом нашел двух человек, присутствовавших в церкви в тот день, когда появилось благовоние. Они подтвердили, что так действительно было. И мироточивую икону можно видеть в любой день).
В день приезда в Вознесенский храм владыки Димитрия, пожелавшего осмотреть останки Филофея, стояла светлая и ясная погода, а когда он вышел на улицу, над Тюменью прошел ливень и над городом сияла четкая яркая радуга, но вскоре погасла. (Эту яркую радугу многие видели сразу после ливня 18 августа около 16 часов дня).
Создали комиссию для освидетельствования останков. В склепе оказался полный скелет. Все косточки, большие и малые, лежали так, как и положено им лежать, будто их никуда не переносили.
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй благословил перенос мощей святителя Филофея обратно в Свято-Троицкий храм монастыря.
Вскрывали склеп и переносили останки только «черные» (монашествующие) священники, другие, по обычаю, не допускались.
А потом наступило 21 октября 2006 года…
***
фото: владыка Димитрий (в центре) во время памятных событий в Троицком соборе Тюмени 21 октября прошлого года.