Гибель империи
Окончание. Нач. в N 4.
Вот портрет мужчины. Всего два слова: Cristo Colombo. И небольшое пояснение: мол, портрет – копия, а оригинал 16-го века хранится в морском музее в Генуе.
Что же так скупо об «адмирале моря-океана», первооткрывателе Америки? Думаю, дело в том, что не поместить портрет великого генуэзца неудобно, а рассказывать о нем – трудно. Самые большие на Земле географическое открытия – Северная и Южная Америки – произошли без участия португальских мореплавателей. Хотя могло быть совсем наоборот.
Дважды португальцы получали шанс пересечь Атлантику с востока на запад и неизбежно упереться в одну из Америк. Именно там, где на их картах был изображен только океан.
В первый раз к ним обратился флорентийский астроном и географ Паоло Тосканелли, утверждая, что путь к островам пряностей может оказаться короче, если плыть не к восходу, а к закату. В Португалии посчитали Тосканелли фантазером. И тогда нашли друг друга два итальянца – флорентиец Тосканелли и генуэзец Коломбо. «Я считаю ваш проект плавания от востока к западу благородным и великим. Мне приятно видеть, что меня хорошо поняли», – писал ученый мореходу.
Маленькое уточнение. Конечно, Тосканелли и вслед за ним Колумб предполагали, что от того места на берегу реки Тежу, где сейчас стоит музей dе Marinha, до Японии – каких-нибудь 4,5 тысячи километров. Зная наверняка, Колумб, возможно, не тронулся бы с места. Но, как писали много позднее, «величайшая ошибка привела к величайшему открытию».
Но португальский король Жуан II отклонил проект Колумба, и генуэзец уехал в Испанию. Лишь через семь лет их католические величества Изабелла и Фердинанд подписали договор с «адмиралом всех островов и материков, которые он лично откроет или приобретет в этих морях и океанах».
3 августа 1492 года три корабля эскадры Колумба – «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» – вышли из гавани испанского города Палос. А уже 12 октября был открыт первый из островов, которые сегодня называются Багамы. За Багамами лежал Новый Свет. Потом были второе, третье и четвертое путешествия Колумба и многие другие события, о которых мог бы рассказать портрет итальянца на испанской службе, что висит в португальском музее…
Ну, Колумб – итальянец, чужак. А Магальянеш, портрет которого висит в музее шагах в трех от Колумба, – свой, ходил на португальских же каравеллах за золотом и слоновой костью в Африку, за пряностями в Индию и Малакку. Был ранен. Ждал повышения по службе. Не дождался и отдал свою шпагу испанской королеве. И получил от нее разрешение искать западный путь к островам пряностей, на которых он уже был в составе восточных португальских экспедиций.
И вот уже не Магальянеш, а адмирал Магеллан отправился на запад во главе эскадры из пяти кораблей…
Но буду краток. Пять кораблей Магеллана прошли открытым ими проливом между Южной Америкой и Огненной Землей, впервые в истории пересекли Тихий океан и достигли Филиппин. Домой, в Испанию, возвратился только один, по счастливому совпадению названный «Виктория», что означает «победа». Но привел его другой капитан, потому что сам Магеллан, вернувшийся на знакомые с юности острова пряностей, погиб в схватке с филиппинцами…
«В канадской старой цитадели разглядываю дотемна…» макеты кораблей, бронзовые пушки, резную, из черного дерева скульптуру Васко до Гамы, которая когда-то украшала бушприт португальского корабля… Свидетельства былой славы, имперской мощи Португалии, над владениями которой не заходило солнце. Что осталось от тех времен? Этот музей. Памятники на площадях Лиссабона. Старинные карты, выложенные брусчаткой у старой крепости.
Между прочим, португальская империя окончательно распалась совсем недавно, в семидесятых годах прошлого века. Совсем немного ее пережила другая империя, советская. Видимо, империя как форма государственного устройства совершенно нежизнеспособна. Сколько бы подвигов ради ее создания не совершалось. Сколько бы крови, чужой и своей, ради этого не было пролито.
***
фото: