X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Гибель империи

Со сложным чувством ходил я по морскому музею в одном из старых районов Лиссабона – Белеме. Бесконечное старинное здание. Портреты и скульптуры мореходов. Макеты каравелл и галионов. Морские карты, навигационные приборы – астролябии, секстаны, компасы, немудреные инструменты, с помощью которых совершались великие географические открытия. Бартоломеу Диаш первым дошел до мыса Доброй Надежды. Васко да Гама нашел путь в Индию. Фернанду Магальянеш, более известный как Фернан Магеллан, предпринял первое кругосветное путешествие и доказал, что Земля – шар…
Гордость должна бы обуять меня при знакомстве с материальными свидетельствами величия человека, покорившего океаны.
А я хожу от макета к макету, от портрета к портрету, от мушкета к мушкету и, как заведенный, повторяю стихотворение, которое когда-то услышал от Александра Городницкого: «В канадской старой цитадели разглядываю до темна значки полков, не бывших в деле, оружие и ордена…». Бессмыслица канадской армии, нелепость швейцарского флота… При чем здесь это? Ведь они действительно были великими мореходами – Диаш, Кабрал, да Гама, Афонсу Альбукерки. Они покорили океаны и завоевали полмира. На кургузых скорлупках-каравеллах, с неуклюжими аркебузами они построили португальскую империю – от Гоа на полуострове Индостан до Бразилии в Западном полушарии. Были колонии и в Индонезии. Солнце не заходило над владениями империи, отчалившей от узенькой полоски земли на западе Иберийского полуострова.
Музей роскошен и сдержанно параден. Былой мощью и величием наполнены его залы. И нынешние португальские школьники, класса, наверное, третьего, приходят сюда с учительницей истории и заполняют какие-то анкеты. Может быть, отвечают на вопросы. В каком году отправил в океан первые экспедиции принц Энрике по прозвищу Мореплаватель? Кто первым из европейцев прибыл морским путем в Индию?..
Да, они все были великие моряки. Отважные. Дерзкие. Рисковые. Они изменили лицо мира и историю тоже. Эпоху их плаваний – с середины пятнадцатого до середины шестнадцатого века – по праву называли столетием открытий.
И museu da Marinha не случайно стоит именно здесь, на правом берегу реки Тежу (по-испански – Тахо), в Белеме. Отсюда, шагов за двести от этого зала, был причал, откуда пускались в безумные плавания португальские каравеллы.
Зал торжественен и параден. Макеты, портреты и мушкеты молчат. Молчат мортиры и бомбарды. Безмолвна громадная кулеврина, что в свое время плевалась смертоносными ядрами. А в то время, когда они разговаривали, содрогались от ужаса берега Африки, Азии и нынешней Латинской Америки, завидев в морской дали белые паруса с красным португальским крестом.
Я не знаю, рассказывает ли учительница третьеклассникам о вероломстве Васко да Гамы? Великий адмирал, захватив неподалеку от Ормузского залива арабское судно, кипящим маслом пытал старика-хозяина, чтобы разузнать дорогу в индийский город Каликут. И узнал, и приплыл. И даже сумел вернуться, стал потом вице-королем Индии. Другой вице-король Афонсу Альбукерки, наткнувшись на упорство старейшин одного из индийских городов, велел отрубить всем им руки, свалить старейшин в лодку и пустить ее по течению…
Можно, конечно, говорить, что «время было такое». Что «разве другие были лучше»? Например, Иван Грозный или Петр Великий, самолично рубивший головы мятежным стрельцам? Или более близкие нашим времена…
Прекрасный музей. Но при желании в нем можно обнаружить свидетельства не только великих успехов, но и великих же просчетов.
Но об этом – в следующий раз.
***
фото: памятник открытиям и открывателям в Белеме; урок истории с географией.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта