X

  • 14 Июнь
  • 2024 года
  • № 63
  • 5562

Бравый юнга, он же маститый тренер

Заслуженный тренер Российской Федерации и единственный в нашей области обладатель почетного звания «Заслуженный судья по спорту СССР», ветеран Великой Отечественной войны Борис Алексеевич Мишатин сегодня отмечает свое 80-летие.
Барашки волн на похожем на море озере Байкал и искрящиеся на солнце ледяные поля в долгие зимние месяцы с детства магически притягивали паренька из поселка Слюдянка Иркутской области.
Еще первоклассником Боря Мишатин решил стать моряком и конькобежцем – самым быстрым на свете…
Первые самодельные коньки с острейшими лезвиями ему довелось опробовать на байкальском льду, а учиться «летать, аки птица» над замерзшей рекой пришлось уже в морозной Тюмени. В далеком 1937-м семья механика-судостроителя Алексея Мишатина перебралась с берегов Байкала на берега Туры.
Отец стал работать на городской судоверфи, а Борис пополнил ряды тюменских «славных советских пионеров» школы N 2, размещавшейся в старинном особняке на улице Водопроводной, 28.
До сих пор помнит Борис Алексеевич свою первую тюменскую учительницу Юлию Евгеньевну Кодочигову и ее сына Пашу, своего закадычного дружка. Отчаянные подростки вместе летом гоняли футбол во дворе, а зимой летали на коньках или торили лыжню в сугробах на улице Хохрякова…
«Детство нарушила война. Отца сразу же взяли на фронт. Я хотел тут же бежать следом, пробился в военкомат, но получил от ворот поворот. Высок ростом (176 см), да мал по возрасту», – сказал военком…
Мечта о фронте и флоте не оставляла подростка. Он мысленно видел себя среди защитников Севастополя или Мурманска. Заветная мечта осуществилась только летом 1943 года.
На 15-м году своей жизни надел-таки Боря Мишатин форменку матроса, водрузил на вихрастую голову бескозырку с длинными черными лентами с якорями и ощутил на плечах голубой воротник-гюйс с тремя белыми полосками.
«Однако эшелон привез нас, салажат, не на фронт, а в крепость и порт Владивосток. На острове Русском началась моя морская служба, растянувшаяся на целых семь лет!» – вспоминает Борис Алексеевич.
Проворного паренька определили в классы торпедистов. Вскоре матрос Мишатин вступил на палубу торпедного катера Г-5 и с удивлением узнал, что катерок этот построили корабелы Тюмени.
«На Западе шла война. На Востоке царило напряженное затишье. Я сравниваю то время с долгим штилем перед бурной грозой и яростным штормом. Каждый выход в море считался для нас проверкой на прочность…».
К началу войны с Японией катерники-тихоокеанцы держали свои торпедные катера Г-5, «Комсомолец»-123-бис и ленд-лизовские американские торпедники типа «Vosper» в полной боевой готовности. На второй день войны с Японией торпедист Мишатин вышел в первый боевой поход на борту заокеанского «Воспера» с советским номером ТКА-579.
Боевые выходы следовали один за другим. В середине августа катера с десантом прорвались в корейский порт Юки. В этом бою Борис Мишатин, невзирая на пулеметный огонь, поднялся на портальный кран и водрузил над портом советский военно-морской флаг. Храброго моряка представили к награде. Пока «отцы-командиры» думали-гадали, чем бы его наградить, Мишатин отличился вновь.
«19 августа группа моряков и десантников во главе с капитаном 3 ранга Леонидом Пантелеевым сошла на берег для помощи пехотинцам в приеме пленных японцев. Мы вошли в здание штаба японского авиаполка. Командир впереди. Я чуть поодаль. Внезапно перед нами выскочил японец с карабином наперевес. Штык блеснул перед командиром. На какие-то доли секунды я опередил врага и срезал его очередью из ППШ. Побледневший Пантелеев почему-то шепотом произнес: «Сынок, ты мне жизнь спас!» – и крепко обнял меня за плечи», – вспоминает Борис Алексеевич.
За этот подвиг старший краснофлотец Мишатин получил медаль Нахимова и стал старшиной 2-й статьи. В сентябре 1945 года моряки-тихоокеанцы отпраздновали День Победы над Японией. На смену ратным пришли мирные будни морской службы.
Боевых выходов не предвиделось, и катерники больше времени стали уделять спорту – футболу, умудрялись даже гонять по причальной стенке на велосипедах. Только свист стоял в ушах! Тогда же Борис Мишатин впервые попробовал себя в роли спортивного комментатора, подражая известному спортивному журналисту Вадиму Синявскому.
«Ничего, ребятам понравилось, а Герой Советского Союза капитан 3 ранга Михаил Малик назначил меня физруком 2-го гвардейского дивизиона торпедных катеров. В это время я стал непременным участником всех флотских состязаний по волейболу, футболу и велосипедным гонкам. На соревнованиях дважды довелось встретиться с самим адмиралом Николаем Кузнецовым», – вспоминает Борис Алексеевич.
Лишь в 1950-м старшина 1-й статьи уволился в запас и вернулся в Тюмень.
«Через два месяца я стал работником областного совета спортивного общества «Спартак», а затем такого же спортивного общества «Колхозник». Начал культивировать спорт на селе…».
Позднее, уже с дипломом Свердловского физкульттехникума в кармане, Борис Алексеевич три года возглавлял Тюменский городской спорткомитет, а затем стал первым директором областной спортивной школы молодежи и тренером по конькам.
На стадионе «Локомотив» удалось сделать первую ледовую дорожку длиной 400 метров, пригодную для состязаний республиканского и даже союзного уровней. Мало кто помнит, что в начале 60-х годов на ней тренировались даже спортсмены сборной УССР под руководством Ивана Зыкова, а наша конькобежка Софья Вещева стала победительницей Спартакиады народов СССР 1962 года.
После «Локомотива» бывший моряк работал в ДСО «Буревестник», тренировал футболистов и конькобежцев в Нижневартовске, затем вновь возвратился в родную Тюмень. С большой теплотой вспоминает Борис Алексеевич своего любимого ученика Анатолия Нохрина. Один из самых способных его учеников-конькобежцев стал чемпионом страны, серебряным и бронзовым призером европейских первенств и мастером спорта международного класса.
5 декабря 1995 года стало точкой отсчета в деятельности заслуженного тренера России на посту ответственного секретаря паралимпийского комитета Тюменской области. А через три года воспитанники Бориса Мишатина Валерий Купчинский, Олег Мунц и Александр Насарулин завоевали на Паралимпиаде в Нагано восемь золотых медалей. Те соревнования Борис Алексеевич и сегодня считает своим звездным часом.
Успешно выступила воспитанница Мишатина лыжница-биатлонистка Любовь Васильева и в прошлом году. На состязаниях в Турине она завоевала две золотые медали.
Накануне юбилея бальзам на душу Бориса Алексеевича пролил его внук. Восьмилетний Борис Алексеевич Мишатин, живущий в столице, поздравил деда с круглой датой и скромно упомянул о том, что одержал победу в соревнованиях со сверстниками по «нашему любимому футболу». Это сообщение стало самым дорогим подарком к юбилею. «Третье поколение Мишатиных не теряет спортивной формы!» – с удовлетворением отметил патриарх тюменского спорта.
***
фото: старшина 1-й статьи Борис Мишатин. Лето 1947 года, Владивосток.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта