Смешная опера, серьезная сказка
Стареющий доктор пытался сладить со строптивой служанкой. Заяц боролся за дом, отнятый наглой Лисой. Публика внимательно следила за развитием событий.
***
Доктор в ударе
Премьера оперы Дж. Б. Перго-лези «Служанка-госпожа» состоялась два с половиной года назад на закрытии концертного сезона в Тюменской филармонии.
Второе представление прошло накануне зимних праздников в органном зале филармонии, где обосновался оперный театр или, точнее, оперный театрик «Пикколо».
«Служанка» изменилась к лучшему, внутренне и внешне. Партию доктора Уберто спел Владимир Огнев, солист Большого театра и Парижской национальной оперы. Он же режиссер-постановщик. Костюмы сшиты фирмой «Нэсси» по эскизам модельера Алены Дубровиной.
Дирижировал, как и в прошлый раз, Антон Шароев, очередной организатор и вдохновитель оперного дела в Тюмени. Он вышел в парике с буклями и косичкой, довольный своим сюрпризом. Публика давно выучила шароевские сюрпризы, но была бы разочарована, если б он отказался от милых артистических шуток.
Собрались все или почти все, кому интересен оперный эксперимент. В том числе представительница семьи российских императоров Ольга Куликовская-Романова.
О главной героине, служанке Серпине, в программке сказано: «Хитростью, ловкостью и очарованием она завоевывает сердце своего господина Уберто». Вышло наоборот: Уберто завоевал Серпину. И заодно публику. У Владимира Огнева красивый сочный бас, рядом с которым вокал местного производства звучит жалко. Кроме того, Огнев обладает удивительным даром комизма. Смешит, не прилагая усилий. Думаю, многие слушатели ранее не подозревали о комических возможностях оперного пения. Одно дело, когда певца невозможно слушать без улыбки, потому что он плохой певец, и совсем другое — смеяться согласно замыслу композитора, испытывать эмоции, которые заложены в музыке.
Представление сопровождали аплодисменты. Огнев как постановщик не придумал ничего особенного, но публику радовала его выдумка. Как бы ни был велик скептицизм (трудно поверить, что опера приживется на тюменской почве), слушатели настроились на «высокое серьезное искусство», к пониманию которого приходишь кружным путем, через оценку художественных достоинств. Вместо этого получили удовольствие легко и непринужденно, не напрягая извилин.
Постановщик обыграл жанровые условности. Герой обращается к публике напрямую, апеллирует к очевидцам, как это принято в комедии «дель арте». Прием обоснован: Уберто установил контакт с залом с первых секунд появления, пришел тем же путем, что и публика, из фойе. Очевидцев не смутили старинный костюм и парик. Не важно, как выглядит человек, в данном случае стареющий доктор Уберто; важно, что у него проблема, и надо вникнуть в эту проблему. Далее выяснилось, что костюм — всего лишь дань традиции. Мнимый капитан Задорный (Владимир Таланцев) был облачен в милицейскую форму. Уберто дирижировал ансамблем, сместив Шароева: обаятельному доктору все позволено, он здесь рассказчик, и он в центре истории.
Свободная манера поведения артиста гармонировала с голосом, льющимся столь же свободно, без натуги.
Спектакль с приглашенными артистами — дорогое удовольствие. Но «Пикколо» не выживет без ангажированных исполнителей. Успех спектакля «Человеческий голос», которым открылся этот театр, обеспечила певица из Магнитогорска. «Служанка» стала событием благодаря Владимиру Огневу.
Да здравствует справедливость!
«Клочки по закоулочкам» в театре драмы не назовешь безусловной удачей. Есть провалы в художественном оформлении, режиссерские просчеты. Но это самая серьезная сказка из тех, что приготовили тюменские театры к Новому году.
Режиссер из Калининграда Павел Прибыток увидел в пьесе Григория Остера историю, близкую детям и пробуждающую ассоциации у взрослых. Художник из Рязани Юлия Ксензова транслировала режиссерскую концепцию через костюмы.
Зайка — «ботаник», девочка-очкарик, в то же время она похожа на щуплую участницу митингов, активистку движения за социальную справедливость.
Лиса — развязная девица, наглая красотка, знающая, как задавить слабого, подольститься к сильному, обмануть простодушного. Одета вызывающе, крикливо, в полном соответствии с базарными вкусами.
Волк — дворовый хулиган, парень с гитарой, пижон.
Медведь — отставной генерал, поднаторевший в тяжбах. Треух с кокардой смотрится внушительно, но под ним — прозаическая лысина. Генерал оказался предателем, ренегатом.
Бык в самом деле «бык», примитивная сила, которую легко направить в любую сторону, помахав перед носом красной тряпкой. Выглядит как футбольный фанат. Возможно, скинхед.
Петух — персонаж вымышленный. По костюму — актер уличного театра, маскарадный арлекин. По роли — рассказчик и наблюдатель. Он помог Зайке одержать победу, но не вмешивался в ход событий, не был непосредственным участником, не предпринимал активных действий. В сущности, Зайка победила самостоятельно.
Сочувствие юных зрителей обеспечено узнаваемой жизненной ситуацией. Лиса отняла у Зайки собственность, опорочила в глазах одного защитника, подкупила другого. Несколько моментов отсылают к фильму «Чучело», где показана детская жестокость. Честный беззащитен перед бесчестными. Истина бессильна перед ложью. Зайка теряет веру в справедливость, ее мучает кошмар: отовсюду надвигаются снопы, окружают непреодолимой стеной, эхом множится угроза Лисы: «Ох, полетят клочки по закоулочкам!»
Взрослые прочитают другие интересные смыслы. Бегство зверей, напуганных неведомым «кукареку», напоминает спешную капитуляцию. Бык кинулся в реку, испугавшись, что его «замочат»; Медведь спрятался в колючие кусты, надеясь отсидеться за «колючкой»; Волк, не дожидаясь, пока его закинут на Елки, улетел туда первым же авиарейсом, эмигрировал.
В этой сказке много хороших актерских работ. На первый взгляд может показаться, что актеры пересмешничают, как в капустнике, однако если приглядеться внимательно, заметишь, что они четко выполняют задачу, знают, какими цветами следует раскрашивать заданную схему.
Воображаю ухмылки тех, кто когда-нибудь прочтет о Галине Понятовской: «Большой творческой удачей актрисы стала роль Зайца». Но ведь это правда! Понятовская сыграла не зверюшку лопоухую, а человеческий характер и социальный типаж. Такой работой надо гордиться.
***
фото: сцены из спектакля «Клочки по закоулочкам».