Уязвимые точки изобилия
«К сожалению, ужесточение конкуренции у нас вовсе не гарантирует качества товаров», – считает начальник городского отдела по защите прав потребителей Надежда Дубасова.
В 2006 году в управление Роспотребнадзора по Тюменской области поступило 1507 письменных жалоб по поводу нарушения прав потребителей. Между прочим, данная цифра на треть превышает итоги 2005-го. Однако это лишь вершина огромного айсберга. Чтобы понять истинные масштабы явления, нужно помнить о том, что подавляющее большинство россиян, купив неисправный чайник или телефон, предпочитает не трепать себе нервы и никуда не обращаться.
Впрочем, даже по официально зарегистрированной статистике можно судить о самых проблемных точках отечественной торговли. По данным областного управления Роспотребнадзора, наибольшее количество нареканий вызывают непродовольственные товары (более 40 процентов от общего числа жалоб). Прежде всего речь идет о бытовой технике и сотовых телефонах. Если в Европе доля контрафактных товаров на рынке обычно не превышает девяти процентов, то в России она по различным видам изделий колеблется между 30-ю и 60-ю процентами.
Причем по части бытовой техники и мобильных телефонов наши магазины научились успешно обманывать покупателей. Вот классический случай. Молодой человек купил неисправный сотовый и пришел с просьбой поменять его на аналогичный аппарат или вернуть деньги. Продавец ему, как правило, говорит: «Мы заменой не занимаемся, но можете бесплатно починить свой телефон в нашей гарантийной мастерской». На юридическом языке подобные заявления считаются прямым нарушением российского законодательства. По закону фирма, продавшая нека-чественный товар, не имеет права диктовать свои условия покупателю. Она обязана по первому требованию вернуть деньги или заменить некачественное изделие на исправное. Покупатель даже не обязан предъявлять чек данного магазина, ему достаточно привести с собой свидетелей, присутствовавших во время покупки сломавшейся позже техники.
На втором месте по количеству претензий оказались всевозможные услуги, предоставляемые населению (35,6 процента). Тут особняком стоят вечно потеющие пластиковые окна или неожиданно разбухшие новые двери. Немногие жители Тюмени задумываются о том, что в областной столице действует солидное число компаний, специализирующихся на установке пластиковых окон, но нет ни одной, занимающейся их ремонтом. Обычная для города ситуация выглядит так. Семья, заплатив кругленькую сумму, поставила пластиковые окна в своей квартире. Через пять лет, когда завершилось действие гарантийного срока, или раньше они ломаются. Люди – в тупике. Отремонтировать рамы невозможно, потому что в Тюмени никто этим не занимается, а замена старого пластика на новый нанесет серьезный ущерб семейному бюджету… Может закрутиться карусель, весьма выгодная для продавцов пластиковых окон, когда горожане вынуждены каждые шесть-семь лет менять пришедшие в негодность рамы.
Справедливости ради стоит отметить, что в Тюмени уже был прецедент, когда семья выиграла дело в суде по поводу пластиковых окон.
– Закон написан с учетом того, что потребитель – всегда слабая сторона. В отличие от торговых компаний, у рядового горожанина нет собственных юристов, – говорит заместитель председателя городской Думы, председатель общества по защите прав потребителей Тюменской области Борис Григорьев. – Но иногда создается впечатление, что суды упорно стоят на противоположной стороне. Мне, к сожалению, нередко приходится объяснять судьям, что нужно поддерживать слабейшего – потребителя, а не торговую фирму. Придите как-нибудь на судебное заседание и увидите картину: запуганная бабуля против могучего юриста – представителя организации. Ну как ей что-нибудь доказать?
В прошлом году четырем горожанам удалось выиграть иск по поводу некачественного товара. Значит, надежда на победу все-таки есть. Однако большинство тюменцев ждут совсем не этого. Их пугает перспектива идти в суд из-за каждой неудачной покупки. Наверняка не ошибусь, если скажу, что очень многие покупатели-потребители мечтают о том, чтобы возродилась действенная система государственного контроля над качеством товаров.