X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Один билет на две поездки в лифте

Просыпаешься в Лиссабоне в шесть утра абсолютно выспавшимся. Ничего удивительного: у нас в Тюмени в это время уже одиннадцать.
В восемь светает. Светает медленно, как будто неохотно. Солнце здесь, в самой западной европейской стране, появляется позже всех на континенте. Везет португальцам, они дольше всех спят.
Раздвигаем гостиничные шторы – на улицах действительно никого. И машин мало. У нас в это время заспанные папы и мамы везут детей в школу. «У них что, дети по субботам тоже не учатся?» – спросила дочь, вспомнив, какой сегодня день недели. «А-а, понятно, – сказала она после пятиминутного дежурства у окна. – Дети в школу едут на автобусе. Я только что видела автобус с надписью «school». «И что, в нем школьники сидели?» – «Не знаю. По крайней мере, водитель в нем сидел».
Я подошла к окну и тоже увидела проезжающий мимо автобус. На табло номер маршрута – 22, а рядом написано: «М.Помбал». В пустом салоне – один человек. Можно подумать, маркиз Помбал собственной персоной.
Вообще-то будь маркиз Помбал жив, его не то что в персональных автобусах возили, его бы носили на руках. Очень уж португальцы его уважают. Главное его достижение – он отстроил Лиссабон после землетрясения, практически уничтожившего город в 1755 году. И отстроил быстро – как считается, благодаря редкому менеджерскому таланту (он был первым министром королевства). Еще в заслугу Помбалу ставят то, что он в 1759 году окончательно изгнал из Португалии иезуитов. Но, кажется, не всех. Кое-какие иезуиты и сейчас работают на уборке города. Согласитесь, греметь в половине двенадцатого ночи мусорными баками под окнами гостиницы – это полное иезуитство.
Памятник маркизу стоит в центре одной из площадей города, в плотном кольце автомобилей. В Лиссабоне пробки, потому что сегодня очередная забастовка работников метрополитена. Уже третья с начала года (а год только что начался). Так они борются с намерением правительства урезать социальный пакет. Приравнять их к прочим трудящимся. Конечно, забастовка проходит вполне цивилизованно: заранее граждан предупредили, приготовили дополнительные автобусы, чтобы люди могли хотя бы на автобусах добраться до работы или куда там им надо. И к тому же забастовка длится не целый день, а только до обеда. Щадящий, так сказать, вариант.
Чувствуется, что Португалия намного раньше стала цивилизованной, чем многие другие страны. В музеях повсеместно установлены таблички с пояснениями на языке Брайля. Очень корректно по отношению к слепым и слабовидящим, если им вдруг захочется посетить музей. Конечно, рассмотреть выражение лица принца Энрике или детали изображенного на полотне морского сражения, Брайль не поможет. Но он позволит не напрягать зрение при чтении пояснительных табличек на португальском и английском языках. Для людей «с проблемами зрения» у подножия знаменитой Белемской башни (образец португальского фортификационного искусства начала 16 века) установлена не только табличка с объемным текстом, но и уменьшенная копия башни. Которую можно, в конце концов, ощупать… Да что музеи и туристические объекты. В универмаге El Corte Ingles кнопки вызова лифта (вверх – вниз) продублированы выпуклым брайлевским шрифтом. Может, в Португалии отчего-то очень много людей с проблемами зрения?
Что еще бросается в глаза – так это большое количество ортопедических магазинов. Это, в общем, я могу понять. Потому что в хитросплетении лиссабонских горбатых улиц сам черт ногу сломит. Не знаю, почему это португальцы так хвалят Помбала, что он-де улучшил застройку города, сделал ее более регулярной? На мой взгляд, кривых улиц и сегодня слишком много. Так что карта является предметом первой необходимости.
Но и она иногда не спасает. Идешь строго по карте и вот-вот должен прийти на нужную улицу, но почему-то оказываешься под ней. Улицы в столице Португалии идут не только в разных направлениях, но и в разных уровнях. С уровня на уровень ведут лестницы, лифты и фуникулеры.
Один из самых достопримечательных – лифт Санта-Жушта. Его соорудил в девятнадцатом веке ученик Эйфеля, и с тех пор горожанам, живущим в районе Байру Алту, стало намного легче добираться домой. Сейчас, я уверена, жители Байру Алту предпочитают добираться домой на автомобиле. А лифтом пользуются исключительно туристы. Тем более что на верхней станции лифта оборудована обзорная площадка и работает небольшое кафе. Чтобы подняться наверх, надо купить билет у лифтера. Билеты бывают двух видов – только вверх или в оба конца. Но можно воспользоваться и проездным. Проездные билеты в Лиссабоне распространяются на все виды транспорта, а лифт, кто бы мог подумать, тоже транспортное средство.
Считается, что с транспортом в Лиссабоне не очень хорошо. Узкие улицы (все-таки маркиз Помбал не учел всеобщей автомобилизации!) и сопутствующие им пробки. Мы, правда, больших дорожных заторов не видели. Не считая одной, многокилометровой, пробки, выстроившейся на въезде в город. Все больше жителей Лиссабона предпочитают жить за городом, а в столицу приезжают на работу. Не знаю, что они за работники, если в десять утра они еще маются в автомобильной пробке.
Мы-то едем в обратном направлении – из города. Нас манит Кабу да Рока, он же Скалистый мыс – самая западная точка нашего материка. Место, весьма затертое туристами, но все равно энергетически сильное. Особенно если произнести наполовину по-русски: «Мыс Рока». Ну, надо там было побывать, и все. Сфотографироваться у обелиска, на котором начертаны географические координаты места (38‘47 cеверной широты, 9‘30 западной долготы, высота 140 метров), а также самые известные слова португальского поэта Камоэнса (про то, что здесь кончается земля и начинается океан). Зайти в лавку, купить зажигалку с надписью Cabo da Roca (подарю кому-нибудь). Рядом в белом домике – специальное подразделение муниципалитета: толстая тетенька красивым витиеватым почерком за 5 евро выпишет вам свидетельство, что вы были здесь.
Мы выписали такое свидетельство для самого младшего ребенка. На память. Решили, что он пока слишком мал, чтобы сохранить собственные воспоминания о посещении края Европы. Тем более что он по дороге заснул в машине и вообще ничего не видел.
Продолжение следует.
***
фото: автор на мысе Рока; мавританский замок в Синтре; сизый дым жареных каштанов; мыс Скалистый; белье на веревке – деталь португальского быта.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта