X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Незнакомый Шарпатов

Когда Юрий Ильич говорит о небе, он закрывает глаза, вытягивается в струнку и слегка разводит руки в стороны. Ощущение такое, что за его спиной вот-вот вырастут крылья.
О Герое России, летчике Владимире Шарпатове, говорили и писали много. А про его младшего брата Юрия Шарпатова никто никогда не писал. И вот появился повод – его день рождения, шестидесятый по счету.
***
Крылья
«Это волшебное ощущение – когда ты в небе. На земле может идти дождь или снег, бушевать ветер, а ты поднимаешься все выше, выше и ныряешь в самую гущу ватных облаков. Через несколько секунд ты уже над ними. Здесь светит солнце, и, кажется, нет ничего красивее, чем это, залитое светом, белое поле».
Так Юрий Шарпатов описывает то, что видит почти каждый день. Как-то он посчитал, что провел в небе 20,5 тысячи часов, то есть почти два с половиной года своей жизни.
Через несколько дней, 11 февраля, ему будет шестьдесят. Многие в таком возрасте предпочитают домашний уют и спокойствие, а Юрий Ильич даже думать об этом не хочет.
Он родился в… День гражданской авиации. Наверное, это любопытнейшее совпадение и определило его судьбу. Юрий с детства мечтал летать. Пришло время – записался в аэроклуб, а затем поступил в летное училище.
«Моим первым самолетом был Ан-2. До того, как стать первым пилотом, три года летал вторым. Случалось всякое. Однажды в компании с Владимиром Кабеевым летели в Ишим, и на высоте 400 метров мотор заглох. Думаю: «Все, налетались!» Но нет – напарник проделал какие-то манипуляции, и мотор заработал».
В 1978 году Юрий Ильич пересел на большие самолеты и вот уже почти тридцать лет летает на ТУ-134. Практически ежедневно он первым поднимается на борт воздушного судна, занимает свое место у штурвала, ждет, пока рассядутся пассажиры, и поднимает многотонную машину в воздух.
Самый долгий полет Шарпатова длился 4 часа 55 минут. Несколько часов эмоционального и физического напряжения! Наверное, это очень утомляет. «Наоборот, там, наверху, очень спокойно. Самые напряженные моменты – это взлет и посадка. А на высоте можно включить автопилот и только следить за показаниями приборов. Поэтому есть возможность еще раз полюбоваться тем бескрайним пространством, которое открывается перед тобой.
Как-то я посчитал, что на земле перед полетом и в самом его начале летному экипажу приходится контактировать не с одним десятком людей, от водителей до работников службы авиационной безопасности. Не всегда это общение приятно. Но как только поднимаешься в воздух, ты – один! И все плохое, что случилось до этого, остается на земле, за тысячи километров от тебя».
***
Второе рождение
Юрий Ильич не сразу может вспомнить аварийные ситуации, которые возникали с ним в воздухе. Может потому, что было их немного?
«Самое страшное в воздухе – это гроза. Дважды в мой самолет попадала молния. В первый раз – когда летел в Сочи. Тогда никто из экипажа молнии не заметил. О том, что она попала в крыло, узнали только на земле, после осмотра самолета… Второй случай произошел в Тюмени. Мы шли на посадку, и вдруг прямо перед самолетом вспыхнуло зарево. К счастью, все обошлось – только заклепки оплавились».
От другого рассказа Шарпатова стало страшно, стоило только представить, что пережил в тот момент экипаж ТУ-134.
«Мы оказались на одной высоте с другим самолетом, двигавшимся почти перпендикулярно нашему. Высота – 10100 метров, скорость – 900 километров в час. Смотрю, справа нам наперерез летит самолет… Это длилось всего долю секунды, мы даже испугаться не успели».
О еще одном полете, который мог закончиться трагически, Шарпатов говорит: «Я пережил второе рождение». Это случилось 9 марта 2003 года, во время ночного перелета Сургут-Домодедово. Лопнула трубка, проходящая между кабинами туалетов, и вода постепенно стала заполнять пространство под полом, как раз в том месте, где проходит трос рулевого управления.
«Под воздействием низкой температуры вода замерзла, покрыв коркой льда трос. Автопилот вырубился, пришлось управлять самолетом вручную. Наш бортмеханик Валерий Кудинов и летевший пассажиром бортмеханик Владимир Яський, волею случая оказавшийся на нашем самолете, вскрыли пол и в течение двух часов по очереди пытались освободить ото льда трос. У них это получилось – самолет мы посадили. А ведь я тогда уже и не надеялся приземлиться, настолько ситуация была серьезна. Позже, на земле, из-под пола самолета откачали двенадцать ведер воды…
Пассажиры того рейса, 20 с лишним человек, спокойно проспали весь полет, так ничего и не заметив. А я в ту ночь как будто заново родился».
***
«Спартак» и другие знаменитости
Московский «Спартак» – особая тема для Юрия Ильича, ведь на протяжении пятидесяти лет он является фанатом этой футбольной команды.
«За «Спартак» стал болеть, когда мне было десять. Телевизоры тогда были не у всех, приходили с ребятами к тому, кто побогаче. Каждый болел за своих – чуть до драки не доходило».
В 2005-м Шарпатову довелось встретиться со своими кумирами, причем на борту собственного самолета. Спартаковцы были поражены, узнав, что Юрий Ильич столько лет верен команде. Память о той встрече – фотографии, хранящиеся в альбоме летчика: с капитаном команды Егором Титовым, нападающим Романом Павлюченко… Есть и снимок, где «Спартак» в полном составе.
Третий год Юрий Ильич доставляет на матчи чемпионата России омский хоккейный клуб «Авангард». Для хоккеистов экипаж Шарпатова является своего рода талисманом, гарантией успешной игры.
Дома у летчика целая коллекция мячей, футбольных и баскетбольных, с автографами спортсменов. Но самое яркое напоминание о себе оставил не спортсмен, а актер – Николай Караченцов расписался прямо в паспорте пилота.
«Это было в августе 2004 года. Мы отдыхали на базе в Ленинских горках, а Караченцов снимался там в фильме. Столкнулись в кафе. Кроме паспорта, ничего под рукой не оказалось, а автограф получить очень хотелось… Из-за этого, кстати, на таможне возникают проблемы – ведь в паспорте никаких пометок быть не должно, а тут на последней странице «Успехов!» и роспись».
***
«Главное – летать!»
«Я ни на секунду не пожалел, что выбрал именно эту профессию, – говорит Юрий Ильич. – Хочу летать как можно дольше. Без неба уже не могу, вот недавно был в отпуске – еле дождался его окончания».
Раньше летчикам разрешалось работать до 60 лет. Начиная с нынешнего года, эта планка поднялась до 65. Каждый год пилоты проходят медицинскую комиссию в своем городе, раз в три года отправляются для этого в Москву. В скором времени такую «столичную» проверку предстоит пройти и Юрию Ильичу. С одной стороны, ничего в этом страшного нет – обычная процедура. С другой, врачи должны вынести вердикт – будет Шарпатов летать или нет.
О плохом Юрий Ильич старается не думать. Но если все-таки случится так, что подняться в воздух летчику не разрешат?
«Не могу представить себя без неба. Для меня это самое страшное. Понимаю, придет время, когда не смогу летать. И тогда, наверное, нужно будет найти для себя новое занятие. Какое, пока не придумал. Но знаю точно – сидеть на месте не буду».
Психологи считают: есть несколько стадий, которые обязательно должен пройти человек творческий, чтобы стать профессионалом. На первой он только интересуется профессией, на второй – определяется с ней и начинает строить планы на будущее, на третьей – начинает получать удовольствие от того, чем занимается. Стадия четвертая: у человека возникает устойчивая потребность в работе. Наконец, пятая – он и профессия неотделимы.
Юрий Ильич как раз на пятой: полеты для него стали даже не образом жизни, а самой жизнью.
В августе прошлого года из рук губернатора области Владимира Якушева Юрий Шарпатов получил медаль «Почетный работник транспорта Тюменской области». Кстати, первым из авиаторов.
Последние пять лет Юрий Ильич работает в компании «ЮТэйр» (бывший «Тюменьавиатранс»), у которой, кстати, в этом году тоже юбилей, сорокалетний. «Мне здесь комфортно, – говорит Шарпатов. – Потому что меня окружают профессионалы, со многими из которых я работаю не один год».
Конечно, работа занимает одно из главных мест в его жизни. Но душевный покой он обретает только в кругу своей семьи. Несмотря на то, что единственная дочь Олеся избрала профессию юриста, надежда, что летная династия Шарпатовых продолжится, все же есть – это 11-летний внук Олег. Хотя и двухгодовалая внучка Катя тоже проявляет немалый интерес к работе дедушки…
***
фото: Юрий Шарпатов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта