Куда ушла последняя электричка
С узкоколейкой Тарманского торфопредприятия я познакомился еще школьником.
Тогда по ней курсировали и грузовые поезда с торфом, и пассажирские составы, что перевозили рабочих из города на торфопредприятие и обратно. Попутно перевозили и пассажиров до ближайших населенных пунктов и дачных кооперативов, билеты, как в автобусе, приобретали прямо в поезде. У нас в семье не было личного автомобиля, поэтому, когда родители обзавелись дачей, добираться до нее приходилось либо в переполненных автобусах маршрута № 135, либо по железной мини-дороге.
История торфопредприятия началась еще в 30-х годах XX века с появления небольшого участка узкоколейной железной дороги близ поселка Боровский, принадлежавшей Боровскому торфопредприятию. Обычно эта узкоколейная железная дорога рассматривается отдельно от «большой сети» Тарманского управления, так как на протяжении длительного времени была изолирована от нее.
Но в 1960 году была пущена в эксплуатацию ТЭЦ № 1, работавшая на торфе. Первоначально торф доставлялся из поселка Боровский. В октябре 1967 года вблизи ТЭЦ закончили строительство капитального моста через Туру. Тогда же на Тарманах построили сеть узкоколейных железных дорог — возить торф.
Совмещенный мост через Туру (в створе улицы Мельникайте) первоначально предназначался не только для поездов узкой колеи, но и для поездов широкой колеи и автомобилей. Он стал крупнейшим на узкоколейных железных дорогах СССР, имевших колею 750 мм. По нему до открытия моста на перегоне Войновка — Туринская по «трехниточному» пути следовали пассажирские и грузовые поезда в направлении Тюмень — Тобольск.
В 1967 году началось строительство торфопредприятия «Тарманское западное». В поселке Тарманы создано торфопредприятие «Тарманское центральное». В перспективе предполагалось строительство торфопредприятия «Тарманское восточное», но так и осталось проектом.
Главное депо узкоколейной железной дороги построили в поселке Тарманы. Кроме того, депо имелось в Новотарманском. Первоначально на узкоколейной железной дороге работали в основном тепловозы ТУ4 (тепловоз узкоколейный тип четвертый). Позднее появились тепловозы ТУ7, мотовозы ЭСУ2А и другие локомотивы.
В 1979 году начался перевод турбин ТЭЦ на газовое топливо. Объем добычи торфа после прекращения поставки на ТЭЦ значительно сократился.
Но к тому времени на выработанных торфомассивах появились дачные садовые участки. По узкоколейной железной дороге круглый год продолжали курсировать пассажирские поезда, делая по маршруту девять остановок. Совсем как нынешние пригородные электрички. Сохранялась добыча торфа для сельхозпредприятий и котельной поселка Новотарманский.
В конце 1999 года, несмотря на многочисленные протесты садоводов, движение нашей привычной «электрички» прекратили, перевозка стала нерентабельна. Перевозка торфа тоже была прекращена.
Узкоколейку закончили разбирать примерно к 2002 году. Рельсы на мосту демонтировали в 2001 году, на их месте сделали пешеходную и велосипедную дорожки. Мой фоторепортаж снят в июне 1993 года, когда пассажиров было еще много — ехали даже на крышах переполненных вагонов.
***
фото: