Когда строку диктует чувство
Любовь – сквозная тема Всероссийского фестиваля студенческих и молодежных театров «Театральная революция». Фестиваль впервые прошел в Тюмени 22-25 февраля.
Название перекочевало с июньского праздника, устроенного в стенах станкостроительного завода тюменским театром «Мимикрия» в честь своего дня рождения. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, ушел домой на законные выходные, предоставив театру помещение, оборудование и портрет любимого вождя В.И. Ленина. (Портрет сохранился с давних времен, теперь стал антикварным украшением).
Организаторы, прежде всего «Мимикрия», а вслед за ними участники и гости фестиваля пытались обыграть название так и эдак. Блистали эрудицией и остроумием.
Фестиваль именовали съездом, членов экспертного совета – вождями революционного движения, театральные коллективы – делегациями, обсуждение спектаклей – бомбежками, мастер-класс – агитационным выступлением, фестивальные мероприятия для участников – подпольными мероприятиями съезда.
Действительно ли произошел театральный переворот? Режиссура, актерское исполнение, драматургия, художественное и музыкальное оформление, хореография поразили новизной? Уровень любительского искусства оказался выше, чем уровень профессионального?
Нет, дело в другом. Революционность проявилась, как ни странно, в отсутствии доминирующей идеологии. Не было даже лозунгов, уместных на этом фестивале: «Мир есть любовь», «Искусство ради искусства». Никто ничего не пропагандировал, не бросал вызов отжившим театральным формам, не протестовал, не провоцировал. Участники съезда оказались удивительно свободными людьми. Идеалисты они, конечно. И страшно далеки они от народа. Но именно поэтому летают бесстрашно, безрассудно.
Любительский театр не ориентирован на коммерческий успех. Актеры играют то, что им интересно. То, что всем и всегда интересно.
Для молодых людей театр – удовольствие. Они выражают себя в чужом тексте так искренне, будто это их текст, так самозабвенно, что публика простит все промахи, накладки, издержки вкуса.
(Впрочем, публика все простит. Тюменская в особенности. Даже скуку перетерпит. Говорю это без тени осуждения, только удивляюсь неисчерпаемым запасам благодарности).
Были отличные актерские работы: некоторых исполнителей трудно отличить от профессионалов. Большинство постановок радовало каскадом неожиданностей, изящным и точным режиссерским решением.
Челябинская студия «Манекен» сыграла мелодраму по мотивам пьесы Уильяма Гибсона «Двое на качелях». Это самый титулованный участник. Вне сомнений, его награды – признание мастерства.
Режиссер Владимир Филонов чуть упростил характеры, сократил историю взаимоотношений героев, чтобы облегчить задачу актерам. Подогнал пьесу к их внешним и внутренним данным. Однако это не нанесло ущерба любовной коллизии, не ослабило психологического напряжения. Дмитрий Малышев, исполнивший роль Джерри, недаром признан лучшим актером фестиваля.
Эту награду разделил с ним Владимир Шошин из уфимской студии «Alter ego», исполнитель главной роли в «Портрете». Еще во время показа было ясно, что его наградят. Хотя работа сырая. Фантасмагорию по Николаю Гоголю сыграли в Тюмени в первый раз: премьера состоялась на фестивале.
Замечательные лица у молодых актеров в «Портрете». Будто бы с полотен живописцев прошлых веков. Чистые, прозрачные, освещенные внутренним светом, солнцем сквозь фарфор. Лица, не принадлежащие нынешнему времени.
В центре уфимской постановки – гибель проданного таланта. Режиссер Светлана Аюпова отсекла религиозную часть рассказа, сосредоточила внимание на истории художника, соблазнившегося популярностью, богатством, модой. Кисть его охладела, рука работает автоматически, глаза ослепли от зависти.
Здесь параллель с «Пачкой тишины» тюменского театра «Арт-Форм». Закосневшие в традиции профессионалы, в данном случае танцовщики балетной труппы, затаптывают юное дарование. Они настолько деградировали, что при всем желании не способны научиться новому, отличить подлинное от мнимого.
«Портрет» – единственный среди фестивальных спектаклей, где нет любовной линии. В остальных постановках нежные чувства плещут через край.
Гитель и Джерри пытаются строить совместную жизнь. Но Гитель любит Джерри, а тот не может освободиться от любви к бывшей жене Тесс («Двое на качелях»).
Балетмейстер пленился юной танцовщицей, ее талантом и наивностью, и это изменило его до неузнаваемости («Пачка тишины»).
Валя и Катя вспоминают молодость, свою любовь к одному и тому же человеку, который женился на Кате и всю жизнь не мог расстаться с Валей («Валентинов день», кемеровская студия «Встреча»).
Пьеретта сбежала к Пьеро, бросив жениха Арлекина, но кого из них она любит? («Страсти Пьеровы», театр «Мимикрия»).
Двое встретились, полюбили друг друга и… расстались («С любимыми не расставайтесь», учебный театр Тюменского института искусств и культуры).
Маргарита полюбила Мастера… Дальше знаете («Маргарита» сургутского театра «Гротеск»).
Члены экспертного совета (Тимофей Сополев из Российской академии театрального искусства, Марина Жабровец из Тюменского института искусств и культуры, театральный критик Геннадий Демин) не остались равнодушны к такому выплеску эмоций. Наградили всех участников.
***
фото: сцены из спектакля «Ромео и Джульетта».