Коммунистическая улица
Окончание. Начало в N 22.
***
Улица меняет имя
Перед празднованием пятой годовщины Октябрьской революции тюменские большевики 4 ноября 1922 г. переименовали улицы, «носящие не соответствующие моменту названия».
Среди сорока одной улицы «под раздачу» попала и Большая Монастырская. Она стала Коммунистической.
Прежде к Большой Монастырской примыкали еще Монастырская первая и вторая. Их тоже переименовали – соответственно в улицы Зиновьева и Свободы.
В 1930-е гг. ул. Зиновьева превратилась в ул. Димитрова, поскольку Г.Е. Зиновьева (1883-1936 гг.) расстреляли как «врага народа». Болгарский коммунист Георгий Димитров (1882-1949 гг.) возглавлял тогда Коммунистический Интернационал, жил с 1934-го по 1945-й в Советском Союзе и был более надежной личностью. Кстати, в его фамилии ударение надо ставить на втором «и», а не на «о», как распространено в Тюмени.
Одной из задач построения социализма-коммунизма было уничтожение всех религий. Реализуя эту задачу, большевики в августе 1923-го закрыли Свято-Троицкий монастырь, а его территорию и храмы передали в ведение музейного отдела Главнауки. Позже там располагались военные склады, а в 1948-м поселился Водоканал.
Для расширения городского водопровода церковь Сорока мучеников в 1947 г. частично разобрали и сделали в ней установку для очистки речной воды – до 30 тысяч кубометров в сутки. До сих пор здесь находится так называемый головной водозабор. Старые сооружения 1911-1916 гг. разобраны. На ближайшее будущее планируется убрать водопровод из монастыря и перейти на подземные воды для снабжения города.
***
Электростанция
До 1917 г. в Тюмени работала небольшая электростанция на углу ул. Спасской (Ленина) и Войновской (Кирова), рядом с синагогой. Когда после Гражданской войны советская власть в городе стала восстанавливать хозяйство, появилась острая потребность в электроэнергии. Коммунальный трест Тюмени в 1924 г. взялся проектировать электростанцию мощностью в 2000 киловатт.
Место для нее выбрали на Коммунистической улице рядом с водозаборными сооружениями. До 1938-го водозабор был для них общим, ведь электростанция была паровая, то есть ее три электротурбины работали от пяти паровых котлов. Топливом служили дрова, каменный уголь, торф Боровского болота. Для их доставки построили железнодорожную ветку от станции Тюмень. Она работает до сих пор, хотя электростанции давно нет, обслуживает другие предприятия.
Начали строить электростанцию летом 1927 г., закончили в 1932-м.
Во время Великой Отечественной в Тюмень эвакуировали 28 промышленных предприятий и цехов из европейской России. Для их работы необходимо было много электроэнергии. В конце марта 1942 г. горисполком решил в экстренном порядке расширить электростанцию, увеличить ее мощность. Кроме строительного батальона из 250 человек, туда поочередно направлялись рабочие, снятые с заводов и фабрик, сотня заключенных из тюрьмы. Работали круглосуточно. К декабрю 1944-го стройку закончили, получилась по сути новая электростанция. Для ее работы резко расширили добычу торфа на Боровском болоте, добывали его и рядом, в пойме реки Бабарынки.
Много лет спустя – в октябре 1960-го дал ток первый агрегат новой теплоэлектроцентрали, известной теперь горожанам как ТЭЦ-1. Старую электростанцию закрыли, оборудование демонтировали, а здание в разные годы занимали различные предприятия. Оно частично сохранилось до сих пор.
Если войти во двор между домами 14 и 16 на ул. Коммунистической и пройти вперед до берегового обрыва, то слева над арочными складами видно здание, стены которого построены буквально из подручного материала: разноразмерный кирпич, шлакоцементные блоки и т. п. Это и есть остатки бывшего «энергетического сердца», за счет которого жила Тюмень в военные и послевоенные годы. Хорошо бы было отметить это место со стороны улицы соответствующей мемориальной доской.
***
Современность
Теперь улица начинается с номеров 11 (жилой дом) и 10 (монастырь).
Еще лет 60 назад пространство от улицы до берегового обрыва было значительно больше, там стояли дома N 2, 4, 6 и 8. В одном из них жил известный тюменский художник Александр Павлович Митинский (1905-1970 гг.). Теперь в городе есть художественная школа его имени.
За прошедшие годы берег обрушился сильно, несмотря на то, что порос деревьями. Жители по биологической безграмотности до сих пор сыплют под обрыв домашний мусор. Вместе с ним туда попали семена южных растений – бальзамина и ангурии (бешеного огурца). Они прекрасно акклиматизировались на обрыве. Ангурия густо оплетает кустарники, делая их совершенно непроходимыми, обильно цветет, источая густой медовый запах, который восходящие потоки воздуха выносят на улицу.
Поскольку берег продолжает рушиться, возле монастыря начаты в 2005 г. укрепительные работы, но идут они крайне медленно.
В январе 1988 г. в монастырской церкви Петра и Павла после ремонта за счет государства открылся музей ремесел Тюмени, позже названный «Церковь Петра и Павла».
Когда в 1990-м была восстановлена Тобольско-Тюменская епархия, Троицкий монастырь передали ей, началась его реставрация. В 1991-м оттуда на новое место выехал «Водоканал». В 2003-м музей закрыли, экспонаты вывезли на хранение в Спасскую церковь, а церковь Петра и Павла передали епархии. В 2005-м начался ее ремонт.
В Троицком храме восстановлен иконостас, идет работа над настенной росписью – трудятся московские реставраторы. С весны 2004 г. купола всех монастырских храмов покрыли заменителем золота – нитритом титана. Он имеет золотистый цвет и служит значительно дольше, чем позолота.
Никогда прежде купола монастырских храмов не были золотыми, но настоятель монастыря архимандрит Тихон рассказал мне, что митрополит Тобольский и Сибирский Филофей Лещинский, который жил здесь в начале XVIII в. и присматривал за строительством Свято-Троицкого каменного храма, мечтал именно о золотых куполах для него и других церквей.
Почти через триста лет его мечта сбылась. Помните, у Владимира Высоцкого – «купола на Руси кроют золотом, чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал»?
В 2004-2005 гг. двор монастыря выстелили гранитной брусчаткой. Еще раньше привели в порядок двор, развели цветы, на месте бывшей могилы Филофея Лещинского установили крест, на газоне поставили пару золоченых ульев с «божьими труженицами» – пчелами, любовью настоятеля монастыря архимандрита о. Тихона, в миру Бобова Виктора Дмитриевича, кандидата биологических наук, бывшего сотрудника научно-исследовательского института ветеринарной энтомологии и арахнологии, специалиста по пчелам. Под его руководством проводятся восстановительные работы в монастыре.
За монастырем стоят три почерневших от времени двухэтажных дома, построенных еще в начале 1930-х электростанцией для своих рабочих и инженеров. Дома давно прогнили и скучают по бульдозеру, но в них живут люди, не скопившие средств на новые квартиры.
Нечетная сторона улицы также не перестраивалась с XIX века, но здесь построили свои красивые краснокирпичные коттеджи состоятельные люди.
Улица Коммунистическая с 1931 г. ведет в поселок ДОКа «Красный Октябрь». Уже в пойме Туры она пересекает у самого устья р. Бабарынку и входит в поселок. Здесь справа видны два двухэтажных дома под одним номером 50. Один из них – опрятный, облицованный профилированным крашеным металлом. В нем с 1998-го располагается ночлежка для временного проживания бездомных граждан. Другой дом, обшарпанный и неприглядный, служит постоянным жилищем для нескольких семей.
У перекрестка с улицей имени революционера-декабриста и поэта Рылеева заканчивается Коммунистическая и начинается ул. Тюменская, плавно переходящая в ул. Курчатова. Это главные магистрали поселка ДОКа.
***
Последние известия
В 2006 г. в монастыре произошли заметные события.
19 сентября он принимал православные святыни, дошедшие до нас из глубокой древности: частицу Древа Животворящего Креста Господня, десницу (кисть правой руки – А. И.) святой равноапостольной Марии Магдалины и мощи святого мученика Кирилла. В этот день святыни, доставленные из аэропорта «Рощино», встретил крестный ход верующих у перекрестка ул. Л. Толстого и Луначарского, а в монастыре прошло всенощное бдение.
21 сентября состоялись проводы святынь. Все эти дни и ночи у дверей монастыря стояли верующие, желавшие прикоснуться к святыням. «Хвост» очереди заканчивался почти возле ул. Ямской. Стояли старые и малые, преобладали люди среднего возраста.
Несколько раньше в монастырь доставляли для поклонения мощи известного флотоводца XVIII в. Федора Ушакова, причисленного к лику святых. Тогда интерес к мощам был не очень большим.
21 октября в Вознесенско-Георгиевском храме в Заречье состоялся молебен по случаю обретения мощей святителя Филофея Лещинского, сибирского чудотворца, канонизированного в лике святых. Они были найдены 25 июля в захоронении под полом храма. Крестный ход сопровождал доставку мощей в Свято-Троицкий монастырь, где они и покоятся теперь.
С 27 октября по 3 ноября в холле администрации г. Тюмени проходил сбор мнений горожан о проектах памятника святителю Филофею, а 3 ноября в большом зале администрации прошли общественные слушания с участием представителей администрации и верующих во главе с о. Тихоном. Четыре проекта памятника представили скульпторы Тюмени и Екатеринбурга. При обсуждении была высказана мысль, что в православии для выражения любви к святым пишут иконы, а скульптуры ставят в католичестве. Участники обсуждения не пришли к общему мнению (иначе говоря, вопрос остался открытым).
25 ноября глава города Сергей Сметанюк подписал распоряжение о присвоении скверу, расположенному на ул. Коммунистической возле монастыря, имени святителя Филофея Лещинского.
***
«За» и «против»
Весной 2006-го настоятель монастыря архимандрит Тихон обратился в комиссию по топонимике г. Тюмени с просьбой о возвращении улице Коммунистической ее прежнего названия – Большая Монастырская. Он обосновал свою просьбу, во-первых, тем, что пора вернуть улице ее исконное историческое имя; во-вторых, тем, что это нонсенс – монастырь находится на улице, названной в честь ярых безбожников.
Противники возвращения прежнего имени возражали. Их аргументы: во-первых, нынешнее название тоже стало историческим, оно существует с 1922-го, т. е. 84 года; во-вторых, городская Дума более десяти лет назад приняла постановление о запрещении переименований улиц Тюмени; в-третьих, переименование требует больших денег: надо более тысячи человек, живущих теперь на Коммунистической, перерегистрировать по «новому» месту жительства, изготовить новые указатели и т. д.
На заседании комиссии 1 сентября решили узнать мнение горожан. Объявили номер телефона, по которому все желающие могли высказать свои соображения до 7 ноября 2006 г.
Верующие собирали подписи тех, кто желал бы вернуть Коммунистической прежнее имя.
4 ноября комиссия вновь вернулась к Коммунистической. В зале заседаний администрации на восьмом этаже заседала комиссия, а на площади у входа стоял пикет: человек двадцать с красными флагами под охраной четверки милиционеров. Они требовали сохранить любимое их душам название.
А наверху тоже кипели страсти. Там друг против друга сидели сторонники ул. Коммунистической во главе с депутатом областной Думы А.К. Черепановым и сторонники Большой Монастырской во главе с архимандритом Тихоном.
Кипение страстей не оформилось в единое мнение. Верх взяли соратники ул. Коммунистической, тем более что опрос горожан по телефону показал – большинство за сохранение этого названия. Небольшой перевес, может быть, в сотню с небольшим голосов…
Улица Коммунистическая осталась.
***
фото: когда-то здесь была электростанция.