X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Коммунистическая улица

Улица эта – одна из самых коротких в городе. Кроме того, она кривая, как та дорога, по которой все мы, старшее поколение России, ведомые КПСС, двигались к коммунизму… Однако в жизни редко бывают прямые дороги.
Вначале были Ямская слобода и монах Нифонт.
В январе 1605 г. царь и великий князь Борис Годунов удовлетворил просьбу тюменских ямщиков и разрешил им выселиться из крепости за речку Тюменку, построить там свои дворы и все необходимое для «ямской гоньбы». Стало формироваться новое пригородное поселение, названное Ямской слободой, на высоком месте между двумя оврагами, где текли небольшие речки Тюменка да Бабарынка (на карте С.У. Ремизова она названа Баримкой; видимо, это было ее первое наименование).
Вскоре в Тюмени появился монах из Казани Нифонт. Иных сведений о нем, кроме имени, в исторических документах не сохранилось. Сам ли он прибрел, движимый чисто человеческим любопытством или желанием принести свет христианского учения в магометанские и языческие сибирские земли, или послан был специально церковными властями – про то тоже неизвестно.
В Тюмени Нифонт стал продвигать мысль о строительстве монастыря. В то время в России при городах в обычае было иметь монастырь, где жили не только монахи, посвятившие свою жизнь служению Богу, но и одинокие престарелые люди, инвалиды, юродивые (то есть монастырь выполнял роль богадельни).
Тюменские воеводы поддержали идею Нифонта и отвели кусок городской земли за Ямской слободой, на крутом коренном берегу реки Туры вблизи устья речки Бабарынки. Монастыри обычно строили на видных местах, откуда всякому пешему и конному видны были его церкви, далеко по окрестностям разносился колокольный благовест. Такое место выделили и тюменскому монастырю.
Монахи взялись за топоры и в 1616 г. построили себе деревянные кельи и стены. В грамоте тюменским воеводам Федору Пушнину и Михаилу Елизарову по этому поводу написано: «Поставил… в Тюмени за Ямской слободой Преображенский монастырь старец Нифонт Казанский… и питается пашнею, пашет пашню собою, свою роспашь… и братки в том монастыре 3 человека да дьякон да пономарь…»
На церковь сил и средств пяти монахов не хватило. Однако что это за монастырь без храма? Сложились горожане, собрали средства на церковь и построили ее в 1622 г. опять же из дерева. Руководил стройкой монах Корнелий Хорин, сведущий в таком деле. Церковь назвали Преображенской в честь праздника Преображения Господня, или второго Спаса, который отмечается теперь 19 августа по новому летоисчислению. Потому монастырь стали называть Спасо-Преображенским.
***
Большая Монастырская улица
Названия улицам в Тюмени стали давать только со второй половины XIX в. Улица, сформировавшаяся вокруг монастыря, в это время получила название Большой Монастырской.
Вообще-то она – одна из самых первых в Тюмени и Затюменке. На ее месте еще давным-давно чинги-туринские татары протоптали дорогу в пойму Туры, где пасли скот и заготавливали ему корм на зиму. Предварительно крутой коренной берег Бабарынки срыли, сделали пологим, чтобы можно было ездить на телегах и санях, прогонять скот. Ездили этой дорогой в луга и казаки со стрельцами из тюменской крепости.
Возле монастыря место было бойкое, и улицу быстро застроили с обеих сторон. Начиналась она от перекрестка с ул. Никольской (Луначарского). Здесь в течение веков застройка менялась, а в начале XX в. стояли двухэтажная гостиница и чаеразвесочное заведение торгового дома товарищества «Преемники А. Губина А. Кузнецов и Ко» – оптовая и розничная продажа чаю и сахару.
В 1912 г. это место выкупили владельцы «Торгового дома «И.П. Колокольникова. Н-ки» и построили коммерческое училище. Первый камень заложили 27 апреля 1913 г. в канун Пасхи, а 27 августа 1914-го, в канун дня Успения Пресвятой Богородицы, начались занятия. Со строительством уложились в один год и четыре месяца.
И монастырь в первой половине XVIII в. построили уже каменный, в основном стараниями митрополита сибирского Филофея Лещинского. Строили «на мирские подаяния», да Петр Первый велел отпустить из Тобольска тысячу рублей. Главный храм начали возводить в 1708 г., закончили в июне 1715-го и освятили во имя Троицы; храм стал Троицким, а монастырь – Свято-Троицким. Филофей Лещинский умер в 1727 г., его похоронили в монастыре у входа в Троицкую церковь.
В 1717-м построили еще одну небольшую церковь, названную во имя Зосимы и Савватия, позже переименованную в церковь Сорока мучеников. Третью церковь заложили в 1726-м, закончили в 1755-м. Филофей Лещинский завещал освятить ее во имя апостолов Петра и Павла для увековечения дня именин Петра Первого. Завещание выполнили.
В 1726-1739 гг. с трех сторон монастырь обнесли кирпичной стеной длиной 392 м, по береговому обрыву поставили деревянную стену длиной 125 м.
В монастыре в 1761 г. была организована первая в Тюмени школа для детей церковнослужителей, она работала до 1783 г.
Свято-Троицкий монастырь относился к третьему классу, в нем находилось не более 12 монахов, однако у него имелось довольно много земли, леса, лугов, рыбных озер.
***
Новый водопровод
Известно, что первый тюменский водопровод построили в 1862-1864 гг. Брали воду из Туры напротив того места, где от ул. Ильинской (теперь 25-е Октября) начинается ул. Водопроводная.
Расположение водозабора оказалось неудачным: выше него по течению реки работали на левому берегу кожевенные заводы, которые свои ядовитые и мутные стоки сбрасывали в Туру. Вода не очищалась и даже не фильтровалась, в половодье и после дождей была мутной и требовала длительного отстаивания, не походила на питьевую по качеству.
В апреле 1900 г. акцизное ведомство заявило в городской Думе о намерении построить казенный винный очистительный склад (водочный завод) за деревянным мостом через овраг справа (теперь это завод пластмасс). А потом, по мере строительства, обращалось в Думу с просьбой отвести место для забора воды в Туре и постройки особого водопровода к складу, поскольку вода в имевшемся водопроводе была грязна и не годилась для производства водки. Акцизное ведомство собиралось устроить водозабор выше города по течению Туры, за монастырем.
Это место облюбовали и городские власти, решившие наконец построить новый водопровод, заменить деревянные трубы чугунными и перенести водозаборные сооружения выше города, где нет заводских выбросов и вода чистая.
15 июня 1911 г. Дума поручила товариществу инженеров «Н.П. Зимин и Ко» (фирма «Нептун») составить проект и смету на суточную подачу в город 150 тысяч ведер воды. Поскольку средств у города на строительство не было, Дума взяла кредит в 350 тысяч рублей в Ярославско-Костромском земельном банке, заложив городские выгоны на 66 лет и два месяца с правом сдачи их в аренду за плату.
Для руководства работами избрали комиссию во главе с городским головой Павлом Ивановичем Никольским. В ее составе были такие известные в городе лица, как Н.Д. Машаров, К.П. Чакин, К.А. Плишкин. Руководил работами А.Я. Доздров. Начали их в 1913-м с намерением закончить к 1915 г. Однако начавшаяся Первая мировая война спутала планы, и стройку закончили в 1916-м. Тогда же построили сохранившуюся до сих пор водонапорную башню на ул. Орджоникидзе.
За руководство работами по сооружению нового водопровода П.И. Никольскому присвоили звание почетного гражданина г. Тюмени.
Головной водозабор находился сразу за монастырем, под крутым береговым обрывом, где Большая Монастырская спускалась в пойму к реке Бабарынке. И в этом водопроводе туринская вода не очищалась совершенно. Но тогда река выше Тюмени еще не загрязнялась стоками с Урала, и вода годилась для хозяйственных целей, кроме времени весеннего половодья.
Продолжение следует.
***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта