Медпред, уходи. Или нет, подожди
В одном сером-сером городе, на тихой-тихой улице, в старой-старой поликлинике минимум 20 раз за прием скрипнет дверь кабинета участкового терапевта.
— По записи? — спрашивает терапевт.
— Маргарита Сергеевна, медицинский представитель, разрешите на секундочку?
У терапевта в этот момент резко портится настроение. Он думает о том, что погода на улице мерзкая, и что скорее бы длинные выходные, и что рассада, зараза, не поднимается…
— Наш препарат — лучший на рынке! Посмотрите, какое масштабное исследование по эффективности!
Терапевт не спорит. Он уже знает, что так будет только дольше и больнее, и смирился. Картинки во всех этих брошюрах — загляденье, а суть одна: «Мы сравнили нашу фуфлогадость с другой фуфлогадостью и выяснили, что наша фуфлогадость лучше!». Читаешь состав — картофельный крахмал и сахар. Спрашиваешь цену -две тысячи. А кило картофеля в магазине — 18 рублей. Мытого -59 рублей. Но картошка-то хоть вкусная!
Все эти дементоры из фармкомпаний говорят одни и те же заученные на тренинге фразы. «Скажите, а вы используете этот препарат в своей практике? НEТ?! Но ведь он самый лучший!». Да лучший, лучший. Только уйди, пожалуйста. Работать надо. «Скажите, вы уже примерно представляете, кому назначите наш препарат?». Угу. Мечтаю об этом перед сном и вывожу в своем дневнике список имен вензелями.
На самом деле, если бы медицинские представители рассказывали врачам о наличии препаратов в аптеках, об их стоимости, об аналогах, это было бы крайне полезно. И не во время приема по живой очереди, когда под дверью сидят пациенты, а после. Однако испокон веков они занимаются прежде всего рекламой, и это грустно. Иногда эта реклама настолько дикая, что я диву даюсь, что такое вообще существует и никому за это даже не стыдно. Приходили, например, рекламировать одну и без того известную гомеопатическую мазь. Состав — глицерин да мята. Показания к применению: геморрой и ринит. И никто как будто не видит абсурда в том, что одна и та же мазь подходит, так сказать, для совсем противоположных концов одной и той же палки. Наоборот, давят на уникальность и повсеместность применения! Очень мне интересно, как группы для исследований формировали. Такую сочетанную патологию пойди отыщи!
Отдельно скажу, что никто не пытается делать из рекламных кампаний секрет. Обе стороны понимают, что происходит, поэтому грамотные медпредставители, чтоб их не выгнали совсем сразу, несут дань: блокноты, ручки, дневники давления… Да много всего несут, материал-то расходный, всегда пригодится.
Так и балансируем между медициной и рынком. Плачем, но балансируем. По-другому пока не получается.
Могу от себя добавить: дело в том, что все хорошие препараты мы и так знаем и используем в своей практике каждый день. Чтобы изобрести новый стоящий препарат, требуются десятки лет -поэтому за пять лет моей работы ничего не изменилось, но каждую неделю я регулярно слушаю про одно и то же. В последнее время мои контакты с представителями фармкомпаний выглядят так: услышав название компании, которую уважаю, я быстренько перечисляю все их препараты, в двух словах хвалю, забираю брошюры и до свидания (брошюры после этого летят в мусорку). Eсли приходит представитель фуфломицина, он обычно сам мне говорит: Софья Андреевна, я знаю, что вы не верите в наше лекарство… я отвечаю: да, не верю и за неделю с прошлого визита не поверила, давайте сюда рекламу, если ваши проверяющие спросят — я скажу, что вы были, до свидания.
А вообще-то я не злая и совсем не против, чтобы люди делали свою работу. Главное, чтобы и мне не мешали делать свою. Некоторые представители зажиточных фармпроизводителей водили меня обедать за счет фирмы -и пока я хлебала суп после шестичасового приема, показывали мне на планшете свои презентации. Должна сказать, что так информация усваивается лучше. Коли доктор сыт — так и больному, и медпреду легче.
***
фото: