Грешные мысли о невежестве
Слава богу! — вздохнули присутствующие: главному педиатру городского управления по здравоохранению Светлане Бакулиной удалось убедить депутатов, что открытие отделения реанимации для недоношенных детей и программа обследования беременных — первоочередные задачи и для депутатов, и для чиновников.
Активисты общественного движения «Сибирь православная», наверное, тоже думали о боге, когда писали письмо губернатору с предложением закрыть областной центр по планированию семьи и репродукции, запретить контрацепцию, аборты, обследование беременных женщин, прекратить половое просвещение школьников.
Вообще-то разногласия между церковью и наукой стали неотъемлемым элементом практически любого события нашей жизни, не только в медицине (например, введение ИНН — идентификационного номера налогоплательщика — некоторые верующие называют происками дьявола. Это, по их мнению, губительно для человеческой души, особенно для того, кому попадется номер 666). Говорят, что в демократическом обществе такое столкновение мнений — явление нормальное. Только очередные заявления церковной общественности по-прежнему вызывают недоумение. А попытки понять рождают еще больше вопросов. Особенно если касаются такой темы как планирование семьи. Разговаривать об этом со священнослужителями очень сложно. Они говорят об идеальном — о том, как должно быть в хорошем государстве. А на вопросы, возвращающие их к нашей ситуации, отвечают: «Как Господом Богом положено…» Но продолжать расспросы не имеет смысла, священнослужители, слушая очередной мой вопрос, начинают истово креститься, вскоре ты уже сама чувствуешь себя порочной.
Не убедила меня и беседа с заместителем исполнительного директора «Сибири православной» Мариной Шеремет. «Пропаганда контрацепции, ее изготовление и применение — это убийство», — говорит Марина Сергеевна. А на словосочетание «планирование семьи» и вовсе следует наложить табу, регулировать рождаемость детей в семье супруги не имеют права — «на все воля Божья». Такое же мнение и о половом просвещении школьников. Разве лучше, когда дети узнают обо всем в подворотне? Оказывается, лучше, потому что «они будут знать, что это — плохо». Что именно плохо — мы так и не выяснили. А дети в мусорных баках, убитые младенцы, оставленные в родильных домах новорожденные, маньяки, узнавшие «это» в подворотне, — нормальное явление? «Надо работать в этом направлении», — слышу в ответ.
В том-то и дело, что надо. «Грешные» специалисты из центра планирования семьи и репродукции, работая по профилактике прерывания беременности, отмечают, что в 2000 году число абортов, к которым прибегают девушки до 19 лет, сократилось в два раза. Что этому способствовало? Знания, которые они получили у специалистов, или боязнь греха?
Очень «интересная» позиция у «Сибири православной» и в отношении обследования беременных, выявления пороков развития плода. Медики бьются в поисках средств: гинекологические отделения необходимо снабдить высококлассным оборудованием, чтобы предупреждать появление на свет неизлечимо больных детей, чтобы не было очереди на подобные обследования. Потому что в тюменском специализированном Доме ребенка из 132 детей — 56 уже оформлены на инвалидность. Большинство из них на всю жизнь обречены пребывать в стенах государственных медицинских и социальных учреждений, так как сами они не в состоянии удовлетворить свои физиологические потребности. Потому что никаких программ (даже на государственном уровне) по реабилитации таких детей в нашей стране нет.
По словам Марины Шеремет, маме с ребенком-инвалидом всегда помогут прихожане, если она будет посещать церковь и молиться: «Бог поможет». А что в таком случае делать неверующим мамам? Ведь право на достойное существование имеют и верующие граждане, и атеисты.
Заведующей центром планирования семьи и репродукции Любови Дробот приходилось работать с женщинами из православных семей, у которых прогнозировалось рождение нездорового ребенка. Они до конца вынашивали своих детей, но потом оставляли их в родильных домах. Где последовательность в реализации православных идей? В чем же больший грех?
«Самое большое счастье — это дети, но и самое большое горе -это когда твой ребенок неизлечимо болен», — говорит Нина Нежиборская. Она воспитывает сына с тяжелой степенью инвалидности и возглавляет общественную организацию «Особый ребенок», которая занимается с такими детьми. Так вот, мамы, воспитывающие больных детей дома, получают в месяц чуть больше 100 рублей. Сравните: в Доме ребенка годовое содержание одного ребенка обходится государству в 81 тыс. руб. Разве в такой ситуации женщина не имеет права сама решать свою судьбу?
И потом, позиция пассивного критика — самая выгодная. Но не ошибается! только тот, кто ничего не делает. Что предлагает «Сибирь православная» со своей стороны, чтобы улучшить ситуацию? Как разделяют тяготы детей и родителей? Может быть, они открыли при храме приют для брошенных детей? Или помогают измученным родителям содержать и воспитывать детей-инвалидов? Ни в организации «Особый ребенок», ни в Доме ребенка активисты «Сибири православной» не появлялись в качестве помощников (хотя бы добрым словом). А предлагаемое воспитание («это нельзя, это грешно») неизбежно приведет к невежеству молодежи, с которым мыслящие люди борются со средневековья. Не пора ли отстраненным наблюдателям сменить свою позицию?
P.S. Во время нашей последней встречи Марина Сергеевна рассказала, что в перспективе «Сибирь православная» собирается открыть центр «Материнство», в котором они будут помогать всем беременным женщинам, собирающимся делать аборт. Их обеспечат не только психологической помощью, но и материальной: помогут купить кроватку, коляску, будут нянчиться с младенцем.