Школа и современность
Максимализм, или постоянное впадение в крайности, — отличительная черта русского менталитета. В некоторых случаях она, может, и позитивна, в других же (а их большая часть) — является шагом к необъективности в оценке явлений и событий. Пора остановиться, объективно оценить ситуацию и ответить на простой и сложный вопрос: что же такое «школа», что в ней и как должно преподаваться?
Артём Вакуленко в статье «Размышления о современной школе — 2» за 24 февраля 2001 года высказал мнение, что литература — это «суррогат психологии», а её цель — лишь «научить разбираться в людях и ситуациях». Во-первых, литература — это не предмет, её цели выходят далеко за рамки психологического анализа. Поэтому психология является частью литературы, а вовсе не наоборот. В наше время понятия «исторический процесс» и «научно-технический прогресс» стали синонимами. Но можно ли рассматривать развитие науки и техники как позитивное явление общества, когда люди во всём мире гибнут от радиационного излучения, когда биоценозы, или природные сообщества, страдают от разливов нефти и сокращается, а вовсе не увеличивается, несмотря на развитие здравоохранения, средний срок человеческой жизни?! Великие державы действительно перешли на более «цивилизованный» способ уничтожения друг друга и обуздания чужих интересов — они просто угрожают друг другу ядерной войной! Не пора ли остановиться и подумать, является ли это «развитие» прогрессом или регрессом современного общества?
Развёртывание гуманитарного направления в школах — вот первая задача на сегодняшний момент. И литература, и история, и обществознание, и русский язык здесь выступают как неотъемлемые части образования. Любое литературное произведение, несмотря на время его написания, всегда будет актуальным, ибо проблемы, в нём ставящиеся, являются порой вечными. Пора’ бросить нашу привычку следовать утверждению Н. Макиавелли «цель оправдывает средства», пора обратить внимание на воспитание человеческих качеств в детях (т.е. в нас). И вовсе не психология, а родители должны быть главными «указателями» правильного пути. Семья должна выполнять воспитательную функцию, а школа — образовательную. Школа — это та сцена, на которую ребёнок выходит из семьи, это первый его опыт в жизни. Школа должна развивать всеобщую любовь и уважение людей друг к другу. И литература — это не только приобщение к традициям золотого или серебряного веков, это прежде всего — развитие самостоятельной мысли. Писатели и поэты, особенно «чистого искусства», классические произведения XIX века будут ещё долго питать умы и давать духовную пищу действительно высококультурным личностям. Может быть, именно прошлое ещё держит нас в определённых нравственных и поведенческих рамках.