Генплан на протяжении веков
Начало в N 27
Генплан 1861 года
Он был более масштабным по сравнению с предыдущим. На востоке границей Тюмени была современная ул. Профсоюзная. Продвижению города в эту сторону способствовало устройство огромной Базарной площади. Ее еще называли Рыночной, Хлебной… Оформили ее в 1861-м. Она ограничивалась современными улицами Первомайской, Хохрякова, Орджоникидзе, Герцена. По форме была почти квадратной с размерами в длину около 800 м, в ширину – 720 м. Как только площадь разметили «в натуре», городская застройка очень быстро стала подтягиваться к ней, и скоро по периметру уже поднялись купеческие и обывательские дома. Часть их сохранилась до сих пор и украшает перечисленные выше улицы, часть не выдержала испытания временем, пришла в ветхость, и на их месте встали постройки конца XX – начала XXI вв.
Южная граница Тюмени по плану проходила там, где теперь мост через овраг на ул. Первомайской. Планировалась застройка Большого Городища примерно до современного Товарного шоссе и ул. Клары Цеткин. Однако в этой стороне тюменцы селились неохотно, хотя кварталы под застройку планировались еще в 1766 г. Здесь было городское пастбище, в Ключевом овраге – источник Святой Ключ, где тюменцы праздновали Девяты – девятое воскресенье после Пасхи – и Троицын день. Даже в 30-е гг. XX века застройка заканчивалась улицей Краснодонской.
По плану-1861 особенно разрасталась Затюменка. Вдоль главного въезда в Тюмень со стороны Туринска и Ирбита, проходившего по ул. Луначарского (а не Ямской), застройка планировалась до современной ул. Болотникова на юго-запад, а на запад – до оврага, где течет р. Бабарынка. В конце ул. Полевой помечен просторный квартал, где находилось Затюменское кладбище. Видимо, оно уже существовало до составления генплана.
Большое внимание уделялось в плане 1861 г. развитию Зареки. Жилая площадь здесь увеличивалась почти в три раза. Добавлялась застройка вдоль берега Туры в обе стороны ее излучины, нарезались улицы на пойменной части.
Этот – уже третий – генеральный план тюменцы проводили в жизнь очень долго: с 1861 по 1917 г., пока городом руководили Дума и Управа. Надо сказать, что они вполне достигли успеха. Именно в намеченных границах Тюмень и досталась новой, уже советской власти.
Было даже «перевыполнение» плана застройки города. Когда составляли генплан 1861 г., только-только появились первые мысли о постройке в Сибирь железной дороги без точного названия конечного пункта.
Генерал В.К. Рашет в 1857-м впервые назвал в качестве такого пункта Тюмень. Однако его мысли не нашли отражения в генплане 1861 г. А в 1883-м дорогу начали строить. В 1881-м Дума отвела место под станцию железной дороги Тюмень, а в 1885-м железная дорога достигла города и закончилась станцией Тура на берегу реки, ограничив город с юга и востока.
В 1909-м начали строить железную дорогу на Омск.
Еще во второй половине XIX в. за железной дорогой между станциями Тюмень и Тура тюменские предприниматели построили кирпичные заводы, и возник микрорайон, названный Сараями, поскольку там преобладали сараи для сушки кирпича – навесы, крыши на столбах без стен или со стенками. Ближе к Туре, где теперь пересекаются ул. 50 лет Октября и Горького, сформировался Табор – место торговли сырыми кожами, шерстью, войлоком. Почти полностью застроилась современная ул. Профсоюзная – тогда она называлась Новой. Возле завода Машарова (теперь станкостроительный) вырос поселок на том месте, где теперь площадь 400-летия Тюмени.
***
1919-1946 годы
Советская власть окончательно утвердилась в Тюмени в августе 1919 г. Город был до ноября 1923-го центром губернии, потом до 1930-го – центром округа, до 1934-го – центром района, в том же году стал областным центром на 11 месяцев. И далее вновь новации: до августа 1944-го – районный центр, а после и до сих пор – центр Тюменской области.
Ни С.П. Заварихин и Б.А. Жученко, написавшие книгу «Архитектура Тюмени», ни авторы огромной юбилейной книги «60 лет органам архитектуры Тюменской области» не сообщают, как развивалась Тюмень в 1919-1946 гг.: по генеральному плану или по «понятиям» местных властей. Однако в эти годы город существенно расширился во все стороны света.
Стали застраиваться от железной дороги Крестьянские места и пос. Андреевский (в 1957-м его переименовали в пос. Калинина). Расширилась Затюменка до ул. Болотникова. Дальше к железной дороге располагались военные городки, склады.
В 1931-1933-м сосланными со всей России силами крестьян, которых называли «кулаками», «подкулачниками», «врагами народа», построили деревообделочный комбинат и поселок ДОКа (лесозавод существовал на берегу Туры с 1908 года. После революции ему присвоили имя «Красный Октябрь»). То была заповедная территория Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), в состав города она вошла только в 1957-м. В 1943-м объединили лесозавод и комбинат под названием «Красный Октябрь». За монастырем построили новую электростанцию.
Окончание следует.
***
фото: эта площадь у известного памятника некогда была центральной в Тюмени.