Крокодил говорит животом и другие чудеса кукольного искусства
Международный день кукольника, или Международный день театра кукол, отмечается сегодня.
Маргарита Никулеску, известный румынский, а потом — французский режиссер, бывший президент Международного союза кукольных театров, рекомендовала отмечать праздник показом кукольных спектаклей, кукольных концертов, творческими встречами со зрителями.
Именно так и отметили праздник Ирина и Сергей Кузины, одни из опытнейших представителей этой профессии в Тюмени. 19 марта в музее «Дом Машарова» они показали спектакль «Такие разные куклы».
Кузины начинали работать в театре кукол «Экият» в Казани, потом по приглашению переехали в Тюмень (к тому времени тут уже обосновались сестра Ирины Павловны, Наталья Павловна Зубкова, актриса театра драмы, и ее муж актер Михаил Новаков). Потом Кузины переехали в Курган, в театр кукол «Гулливер», и спустя время вернулись.
Всегда, сколько бы Кузины ни работали в государственных театрах, у них был свой театр: «Маленький театр кукол», театр «Дом Петрушки», сейчас — театр «Куклы Кузиных». Были гастроли по всему миру с Петрушкой, писали письма самому Дмитрию Лихачеву, который поддержал их начинания. Надо заметить, они в России были одними из первых петрушечников, а из тех, кого повторно пригласили в Eвропу с представлениями, точно единственные. За время работы кукольники и в рекламе поработали, в известной «ТИР-студии», создали персонаж — ведущую и вели детскую передачу «Волшебная палочка», делали куклы для нее и писали сценарии.
Сергей Кузин говорит, что самое главное в кукольном деле — это то, что на сцену выходят куклы:
— Они стоят между артистом и зрителем, и вообще общение артиста-кукольника опосредовано куклой. И даже если кукольник работает не с куклой, а в маске -принцип остается тот же: я могу, находясь в маске, рассматривать зрителей, я скрыт маской. Зритель видит маску, а не меня. Или даже если кукольники работают в живом плане, или даже есть у нас распространенный в мире прием, который называется «театр фигур», то здесь актер предстает не в том виде, какой он бывает в драматическом театре, когда зрители оценивают меня таким, какой я есть. Актер становится сам в некотором смысле куклой, фигурой, он все равно имеет возможность смотреть на свой образ немножко со стороны. В принципе, не я это открыл, но многие театроведы говорят, что очень близок подход к кукольному театру, который был у Брехта в отношении драматического театра, когда он говорил об отстранении актера от играемой роли. Это самое большое преимущество и самое большое отличие кукольного театра от других сценических искусств.
Заслуженная актриса Ирина Кузина определяет главное в кукольном деле — оживление неживого. «Например, я беру карандаш, я могу его оживить, он будет живым. Мальчиком или девочкой. Или могу оживить даже какую-нибудь веточку».
Кукольники — сильные и выносливые люди, ведь они имеют дело с тяжелыми ширмами, которые нужно собирать и переносить, куклами, которых нужно держать на вытянутой руке. Поэтому профессиональные болезни — это, конечно, в основном больные руки и спина.
Сейчас театр Кузиных переехал в дом-музей Машарова; до этого после вынужденного ухода из театра кукол на улице Кирова год продержались на улице Сакко, 41, пока владелец здания не продал его. И вот после очередного переезда, утрясания бытовых вопросов, 19 марта состоялся первый спектакль.
Всего в репертуаре частного театра шесть спектаклей: «Несмеяна-царевна», «Курочка Ряба», «Такие разные куклы», «Здравствуйте-пожалуйста», «Петрушка и другие петрушки», «Праздник с куклами». Зрители идут за кукольниками, такого театра, говорят они, больше нет, ведь он сочетает камерность и профессионализм, актеры на расстоянии вытянутой руки, все душевно и по-домашнему.
«Такие разные куклы» — это акробатик Спотыкальский: он сделан из руки актрисы Ирины Кузиной, на запястье прикреплена головка. Обезьянка Грета рисует портрет зрителей. Куклы, используемые в спектакле, перчаточные. Eсть еще и кукольный прием, используемый издревле, который практикуют мастера кукольного дела — чревовещание, разговор с закрытым ртом. В спектакле так разговаривает крокодил. У ребят-зрителей подобный фокус вызывает массу вопросов. Хочется научиться, повторить. Сергей Кузин говорит: «Раньше были целые номера с чревовещанием на эстраде, в том числе была династия кукольников Донских, а сейчас, к сожалению, этот жанр не очень распространен. Он известен в Америке, в Австралии, Англии. Там чревовещатели выступают на каждом эстрадном концерте».
Для вентрологии, или чревовещания, важно помнить, что некоторые звуки неудобно произносить с закрытым ртом, например, «п». А, например, звук «а» говорить легче, рот при этом держать «на улыбке», советует Ирина Кузина. Поэтому для подобного номера пишется специальный текст. Спектакль проходит под аккомпанемент гармони — режиссер театра Сергей Кузин еще и музыкант.
На «Такие разные куклы» заранее забронировала места для своих подопечных из детского дома «Сияние Севера» Наталья Полякова, начальник отдела межрегионального сотрудничества представительства ЯНАО в Тюменской области. В финале посыпались вопросы — о чревовещании, «а сколько лет вы на сцене?» Кузины отвечают — больше сорока. Ребята удивлены: а сколько же вам тогда лет? Настоящим кукольникам всегда столько, сколько и их персонажам: они древние, как сам театр кукол, и одновременно очень-очень юные, как их зрители.
***
фото: Мартышка Грета в руках у Ирины Кузиной рисует портрет зрительницы.
Ольга
Мои любимые артисты, замечательные человеки! С Праздником!!