Как футболистов на допинг проверяли
В пятнадцатом туре чемпионата России по мини-футболу среди клубов PARI-Суперлиги «Тюмень» принимала у себя не только команду «Новая генерация» из Сыктывкара, но и представителей из российского антидопингового агентства.
В пятницу двое мужчин с бейджиками агентства наблюдали за игрой, а после матча отобрали несколько спортсменов из обеих команд и отвели в комнату с надписью «допинг-контроль». А вот от комментариев отказались: по регламенту им не положено говорить с прессой.
Врач по спортивной медицине МФК «Тюмень», начальник медицинской службы АНО «Футбол-Хоккей» Владислав Моржухин объясняет, что делегаты РУСАДА приезжают без предупреждения, обычно за час до игры. Хотя могут и не только на матч заявиться, а и в отель, где проживает команда гостей. За этот сезон с такими проверками на допинг команда «Тюмени» столкнулась на двух выездных играх — с «Синарой» в Eкатеринбурге и с «КПРФ» в Подмосковье.
Но вообще-то подобные проверки в Тюмени — редкость, последняя была в ноябре 2019 года, когда в спорткомплексе «Центральный» проходил элитный раунд Лиги чемпионов. Тогда «Тюмень» вничью сыграла с хорватским клубом «Ново Вриеме». Доктор Моржухин вспоминает, как ради допинг-контроля приехал с чемоданчиком на колесах элегантный европеец из WADA, который не говорил по-русски. Eму предложили переводчика.
Представители РУСАДА просят стартовые протоколы со списком игроков и могут позвать на сдачу допинга любого футболиста, в том числе и молодого, кто всю игру на лавке просидел. Выбор произвольный.
По правилам допинг-комната оснащена двумя кушетками, двумя столами, туалетом с зеркалами, чтобы инспектор мог видеть процесс сдачи анализа с любого ракурса, раковиной и холодильником, в котором всегда должна быть питьевая вода. Футболисты — по двое из каждой команды одновременно — заполняют протоколы и сдают анализы в двойном экземпляре.
Владислав Леонидович рассказывает, что федерация мини-футбола России ежегодно высылает новые антидопинговые правила в клубы, в том числе и обновленный список запрещенных препаратов (веществ).
— Знаете их все?
— Их очень много. У РУСАДА есть горячая линия — всегда можно спросить и уточнить. А еще удобный сайт, где можно ввести название препарата и увидеть, есть ли он в списке запрещенных. Да и дело даже не в самих препаратах, а в веществах, в них содержащихся. Вот, к примеру, если у футболиста насморк и мне нужно назначить сосудосуживающий спрей в нос, то я знаю, что «Снуп» разрешен, а «Називин» под запретом, а значит, я такой не закупаю. Да и мы стараемся работать одними и теми же препаратами.
— В начале марта президент подписал постановление, по которому спортивные врачи будут нести ответственность за соблюдение антидопингового законодательства…
— Когда врач назначает препарат, он должен точно знать, что это лекарство не является допингом, это его зона ответственности. Кстати, можно официально оформить назначение препарата, когда спортсмен заболел. Всю информацию об этом регистрируют в РУСАДА и прилагают документы и выписки. И в этом случае, когда у спортсмена будут брать допинг-пробу, указывается информация о лекарствах. Это уже не будет нарушением. Впрочем, я знаю о вопиющих случаях: спортсмену был назначен препарат, который он должен пить пожизненно (не для того, чтобы улучшить спортивные показатели). А ему сторонний врач посоветовал другой препарат — а в нем вещества в списке запрещенных… поэтому спортсмены и сами должны быть бдительны.
Все спортсмены в России проходят обязательный курс по антидопингу. И даже дети в спортивных школах начиная с семи лет. У РУСАДА есть даже видеоуроки: что такое допинг и как его проверяют. Для того, чтобы любой мини-футбольный клуб Суперлиги получил лицензию на сезон, персонал и игроки проходят письменное тестирование на знание курса по антидопингу и получают сертификаты раз в год. А сами врачи проходят расширенный курс.
***
фото: