X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Тихоходки в масштабах Вселенной

Могут ли ужиться индивидуум и общество? Рассмотрим две выставки, которые проходят сейчас в Тюмени — кажется, они абсолютно разные, но в обеих можно усмотреть тему существования личности в общем рабочем процессе, да и в жизни в целом.

Одна выставка проходит в драматическом театре — это работы художника Александра Кухтерина, выбравшего свободное плавание, только иногда цепляющегося за якоря реальности благодаря любимой археологии. Но это все равно эскапизм, а если и реальность, то трансформированная. Даже герои его картин приходят к нему во снах.

— У Александра нет никаких комплексов, — рассказывает про Кухтерина Надежда Васькова, заведующая театральным музеем. — Он совершенно полноценный художник, человек, который сам себя сделал. Я думаю, что это очень ценно. Раньше он бегал за союзом художников, а теперь союз бегает за ним. Но ему уже не надо. Он нашел свое место в жизни. Он прекрасно занимается наукой, он иллюстрирует научные издания, рисует историю — это то, о чем мечтал человек с детства. Он очень счастливый уникальный человек, он создает историю.

После обильного славословия в его честь на открытии выставки 17 марта (предыдущая персональная выставка Александра была 30 лет назад) художник признался, что такие мероприятия для него непривычны, ведь он «сидит в норке». Хотя при этом часто бывает в археологических экспедициях и использует настоящий мох, собранный в поездках, в своих глиняных куклах. А все женщины на его картинах, как говорят знающие его, похожи на его жену.

Сокурсница его сына Алексея, художница Кристина Букрина, восхищена мастерской художника: «У него там живут живые перепелки, зайчики, а родным приходится перешагивать через полчища глиняных свиней. Он очень любит рассматривать микромир через микроскоп, нашел тихоходок, размножил их, и они у него в банке живут».

— Все мысли хорошие приходят в одиночестве, — не скрывает Александр. — 20 лет работаю в археологии, летом копаю. А всю зиму рисую реконструкции и находки. Это просто мой смысл жизни. Моя современность трансформирована через сказку, через древность. У меня есть персонажи, это обитатели пустоши, пограничные существа, которые живут наполовину в нашем мире, наполовину — в каком-то другом. Это шуты, странники. Сейчас мои работы в Тюмени есть в кафе «Пилигрим» (раньше можно было увидеть в кофейне «Шоколадница»). Там мне сказали: делай что хочешь. Это самое прекрасное пожелание для меня как художника. Герои работ приходят ко мне ночью. Меня может зацепить интересное словосочетание, которое я где-то услышал. Допустим, как получилась серия «Погонщики паровозов»? Я просто услышал это словосочетание, неделю ходил, обдумывал, и придумал целую страну, где живут эти паровозы в степях.

Мир Александра Кухтерина коричневый — кажется, если смотреть в целом, никаких других цветов и нет. Это цвет глины, земли, а остальное — дополнение.

…Выставка «Только бизнес, милый» томской арт-группы «Малышки 18:22» в конторе пароходства посвящена суровому офису и отдельному ранимому человеку в нем. Eе нужно смотреть сразу на контрасте после выставки в драматическом театре, это абсолютно другой цвет. Основная тема выставки — роль человека в конвейере производства.

Сначала выставка напоминает комнату переезжающих или ремонт. Просто коробки. Но, оказывается, в каждой коробке лежит сюрприз. В одном — кукла Барби, в другом -что-то розовое и непонятное. Возможно, сердце? Как говорят сами художницы: «Первое, что вы видите — это склад. Мы обозначили его как ресурсную базу. Предлагаем вам его исследовать. Экспонаты в коробках расскажут о личном, хрупком и маленьком в большом, полузаброшенном и грязном. В нашей художественной практике розовый цвет является ключевым инструментом. Мы хотим показать, что розовый может быть не только жвачкой, но и раной».

***
фото: На выставке Александра Кухтерина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта