Любовь до потолка
— Я очень счастливый человек, потому что у меня самая благодарная профессия -быть учителем, — огорошила меня Ольга Пушкарева, учительница английского языка гимназии № 5.
— А как же бумажки, отчеты, невыносимые родители и капризные дети? — подумала и тут же произнесла вслух я.
— Бумажки были всегда, мы к ним уже притерпелись. Школа -это место, где ты обретаешь массу любимых людей.
Свидетельства любви у Ольги Алексеевны повсюду, даже на потолке. Да-да, весь потолок в фотографиях учеников. Дима, уже будучи студентом, старался нестандартно поздравить дорогую учительницу с днем рождения. Забежал внезапно в класс и выстрелил из хлопушки. Да так мощно, что дыры в потолке остались.
— Ну, Дима, тебе и потолок чинить, — сказала Ольга Алексеевна и забыла.
Только уже на следующий день на месте самой большой дыры красовался скромный Димин портрет в синей рамочке.
Весь одиннадцатый класс приревновал к портрету и на следующий праздник подарил учителю потолок, украшенный собственными фотографиями.
Мы пытаемся говорить с Ольгой Пушкаревой об английском языке, а получается о любви, даже страсти к предмету, к ученикам, к жизни…
— Когда я сама стала учить, разочаровалась во многих учителях, которые преподавали у меня. Ленились они, что ли… Я не представляю себя без школы, пришла сюда еще студенткой, в прошлом году отметила тридцать лет преподавательской деятельности.
Переломом в моей жизни стал российско-американский конкурс учителей английского языка и страноведения США, победителей по всей России было всего тридцать. Приз -двухмесячное обучение в Америке. Я привезла оттуда одну свою наработку — слэм под названием «Поделись собой с другим». Ученики 10-го класса рассказывают на английском о том, что их волнует, используя разные предметы, музыку.
У меня принцип: хочешь добиться чего-то от детей, покажи им, что ты это умеешь. Я говорила от лица плюшевого сердца, и в конце они поняли, что я говорю от сердца учителя. Недавно ученица задумалась: каково жить слепым? Она завязала глаза шарфом и трогала вещи, искала нас на ощупь.
— Зачем знать английский язык?
— Чтобы во всем мире чувствовать себя как рыба в воде. Когда я езжу со своими друзьями в путешествие, они всегда говорят, что чувствуют себя глупцами, хотя умнейшие люди! Но ощущают себя глупо, потому что не могут общаться на одном языке с жителями страны. Детям я говорю, что учить иностранный нужно для того, чтобы лучше узнать свой собственный язык. А изучая историю другой страны, ты прежде всего изучаешь историю собственной страны. Берем, например, традиции Рождества в Британии, параллельно ребята узнают о праздновании его у нас.
Многие мои выпускники отмечают, что им очень легко учиться в университете, потому что они занимались английским в нашей гимназии, а у нас приличная нагрузка! Мы углубляемся и в литературу, и в историю, и в родной язык, и даже в географию.
— Почему подавляющее большинство россиян не владеет вторым языком?
— Советский Союз был закрытой страной, понятно и оправданно, почему ее граждане знают только один язык. А вот сегодня мне странно, как можно не знать язык, ведь для этого есть все условия, не выучит только ленивый.
— Помогают ли компьютерные игры в освоении языка?
— Мальчишки, играя в командные игры и общаясь с человеком из другой страны через микрофон, быстро преодолевают языковой барьер. И, конечно, берут много новой лексики. Но злоупотреблять не надо, тогда учебе уделяется меньше внимания.
— Вы учитель, который строит учебный процесс из собственного воображения.
— Язык — это не самоцель, это средство. Да, я мало использую учебники и думаю, что их пишут люди, которые сами не преподают. Я за живое погружение. С третьего по пятый класс у нас подготовка к тематическим КВН. В шестом-седьмом классах — ставим спектакли на два актера, восьмой изучаем басни Эзопа и репетируем оперы, десятый — слэмы. В старших классах читаем сонеты и пьесы Шекспира. Я записываю все на видео и потом дарю ребятам в конце выпуска.
— С развитием искусственного интеллекта отпадет необходимость в учителе английского?
— Ну, не знаю… Я давала детям сочинение на тему «Нужен ли учитель или достаточно обучающих программ», и все единогласно написали: живое общение с учителем ничто не заменит. Когда мои дети пользуются Google Переводчиком, это сразу видно, и я их ругаю. Убеждаю, что они должны работать со словарем и самостоятельно составлять предложения для рассказа или монолога.
— Можно ли представить, что место английского языка в системе российского образования займет китайский?
— Конечно, я всегда буду отстаивать английский, для меня он самый красивый язык. Но когда ученики спрашивают, какой второй язык выбрать, я советую китайский, потому что завязываются отношения с восточными странами. Моя ученица Анюта в прошлом году заняла первое место в Тюмени по знанию китайского языка, в этом году — второе.
— Можно ли полюбить учиться?
— У меня с детьми выстраиваются скорее дружеские отношения. Однажды мой американский друг Брэд Томашек сказал: дети приходят на урок готовыми, потому что боятся ее обидеть. А я, в свою очередь, считаю важным оценивать труд, иначе слабый ребенок может в глаза не увидеть, как выглядит пятерка.
***
фото: Ольга Пушкарева в кабинете английского языка.