Банкротство превратилось в схему обмана должников
Всплеск банкротств среди предпринимателей и граждан произошел в нашей области в прошлом году. По России в целом динамика сокращается, а у нас выросла на 63,2 процента.
На 21 марта открыто 503 процедуры банкротства в отношении юридических лиц и крестьянско-фермерских хозяйств, следует из данных Eдиного федерального реестра сведений о банкротстве.
Виноват маркетинг, полагают специалисты. Агрессивная реклама юристов (и псевдоюристов), обещающих списать все долги, да еще и имущество сохранить, — все это привлекает людей, которые оказываются в сложной ситуации, считает Татьяна Нуриева, президент ассоциации арбитражных управляющих «Солидарность», руководитель рабочей группы в комитете по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты РФ.
Проверьте, наберите один из рекламируемых телефонных номеров. Вежливым приятным голосом вас убедят сегодня же прийти в офис и подписать договор на оказание юридических услуг по сопровождению банкротства. Их стоимость тоже велика — 100 тысяч рублей. Нет денег сразу заплатить — можно еще один кредит оформить или рассрочку. В лучшем случае напишут исковое заявление в суд, которое через три месяца будет оставлено без рассмотрения, поскольку никто из арбитражных управляющих не возьмется за такое дело. Но гражданину скажут, что услуга — подача искового заявления в суд о признании его банкротом — оказана.
Сообщество арбитражных управляющих «Солидарность» вместе с Павлом Меньщиковым, уполномоченным по защите прав предпринимателей в Тюменской области, пишет заявления в областное управление федеральной антимонопольной службы. И антимонопольный орган привлекает компании к ответственности, но из-за отсутствия прямого законодательного регулирования недобросовестные участники рынка услуг просто меняют вывеску. Татьяна Нуриева инициировала внесение поправок в закон о рекламе, чтобы вообще запретить рекламу о «списании долгов».
Сложные обстоятельства, которые толкают нас в объятия недобросовестных юристов. Eсть те, кто берет кредит по просьбе родственников или знакомых. Или вообще становятся жертвами телефонного мошенничества. И остаются один на один со своей проблемой. И тут им на глаза попадается реклама в стиле «спишем ваши долги через банкротство со стопроцентной гарантией по договору» или «остановим звонки коллекторских служб, сохраним ваше имущество, сохраним ваш доход».
Eсть несколько признаков, по которым гражданин должен понять, что это недостоверная реклама. Например, утверждение о госпрограммах по списанию долгов. Таких программ не существует! По закону о банкротстве один раз в пять лет действительно можно пройти через процедуру банкротства, но только через суд и при содействии арбитражного управляющего, но никак не через посредничество юридической фирмы. Далее — обещание законно списать долги. Реклама создает впечатление, что банкротство — это гарантированное беспроблемное освобождение от долгов. Это тоже далеко от действительности, так как минимальная оплата участия арбитражного управляющего -это 25 тысяч. А по факту она бывает выше, потому что банкротство длится не меньше полугода. Участие в судебном процессе принимает именно арбитражный управляющий, который состоит в СРО арбитражных управляющих. Кстати, арбитражных управляющих — 11 тысяч на всю Россию, а вот юристов — шесть миллионов.
Должно насторожить изображение в рекламе государственных лиц, очень популярны фото Владимира Путина и Михаила Мишустина. Обещание сохранить имущество после признания банкротом тоже нереалистично. После признания гражданина банкротом по решению суда он не вправе распоряжаться своим имуществом. Даже единственное жилье, если это большая квартира или коттедж, может быть признано роскошным и продано на торгах. Не каждый должник попадает под категорию «банкрот». И признать банкротом должника может только суд.
Татьяна Нуриева настоятельно рекомендует СМИ при размещении рекламы проверять ее на соответствие требованиям Закона о рекламе. Не публиковать и не запускать рекламные ролики с призывами к простому банкротству. И самим разбираться в основных положениях законодательства, тем самым повышая правовую грамотность.