Голос, как флейта, и альт, будто голос
Анонсируя концерт группы «Свингл Сингерс», сотрудница Тюменской филармонии воскликнула: «Сорок лет артисты гастролируют по миру!»
«Все никак не соберут деньги на обратную дорогу», – пошутила я. Шутку питает печальная действительность: многие артисты зарабатывают на былой славе, своей или предшественников; кочуют по свету, в то время как на Родине о них давно забыли.
«Свинглы» родились в 1963 году в Париже. Позже перебрались в Англию. Нынешний состав – четвертый. Города и годы пролегли между тем, что было, и тем, что есть. Основателю группы, Ворду Свинглу, новые исполнители во внуки годятся.
Тюменские поклонники волновались: насколько нынешние «Свинглы» похожи на первых, тот ли у них звук, та ли исполнительская манера? Кто знает, может, они облегчили программу, сменили классику и джаз на попсу? Были опасения, что концерт пройдет под фонограмму, что артисты маскируют недостаток вокального мастерства визуальными эффектами, пускают по сцене дым и все такое прочее.
Теперь, когда событие позади, эти опасения кажутся нелепыми.
Первым номером спели Баха, визитку ансамбля. С Баха начиналась история «Свинглов». Затем последовали Моцарт, Перселл, Дебюсси, Равель. В завершение первого отделения прозвучала песня, сочиненная королем Генрихом VIII (он, оказывается, не только жен казнил, но и музицировал). Второе отделение заняли современные авторы. Последний «бис» – мелодия из кинофильма «Миссия невыполнима».
Впечатляет голосовое подражание инструментам, прославившее «Свинглов». Кажется, что певцов не восемь, а восемьдесят. Это оркестр. Синтезатор? Не исключаю также версию про хор серафимов. В «Затонувшем соборе» звук странный, словно бы он, в самом деле, идет из-под воды, глубинным эхом органных раскатов.
Слушаешь «Свинглов», и тебя обволакивает счастье. Спокойное счастье.
Танцевальные па не выглядят заученными, отрепетированными. Они не отточены до синхронности. Если движения совпадают, значит, совпали внутренние ритмы артистов. Жесты перекликаются, потому что «Свинглы» чувствуют друг друга, как близкие родственники.
На «бис» исполнили «Полет шмеля». Публика не только слышала шмеля, но и наблюдала траекторию полета вплоть до финального падения. Артистам для создания эффекта не понадобились лазеры, дым и фейерверки.
Вторым приятнейшим событием недели после «Свингл Сингерс» стал концерт «Солистов Москвы» под управлением Юрия Башмета.
Звезды удачно сошлись, как говорят астрологи, и пути «звезд» пересекли тюменскую сцену в самый подходящий для этого момент. Юрий Башмет был мягким и милым в общении с журналистами, таким же он был и на концерте.
Предыдущее выступление «Солистов» случилось полгода назад, в рамках фестиваля «Алябьевская осень». Башмет разочаровал тех, кто ждал от него экспрессии, эмоционального напора, победительной легкости. Некоторые поклонники представляли его издали веселым демоном. Познакомившись, разглядев вблизи, разочаровались. Апрельский концерт, в отличие от сентябрьского, не вызвал ажиотажа.
Знатоки правы, называя Башмета поверхностным, «Солистов Москвы» – популяризаторами классики. Следует добавить, что сами классики тоже – поверхностные популисты. Они писали шлягер за шлягером и были довольны успехом у публики. Моцарта могли бы играть в придорожном ресторане, не говоря уже о шарманщике, упомянутом в маленькой трагедии Пушкина. Стар и млад напевали своих любимых композиторов.
Так было. В это веришь, это всем существом чувствуешь на концерте «Солистов Москвы».
Музыка звучала красиво до слез. Особый момент – дуэт скрипки Степана Яковича и альта Юрия Башмета. Рядом с альтом скрипка, признанная властительница сердец, казалась слишком звонкой, почти претенциозной. Приглушенная речь альта заставляла вслушиваться, ловить малейший отзвук. Так говорит человек сильный и добрый, когда он говорит о вещах, важных для него, самых важных. Искренне, уверенно. Нежно.
«Солисты» совершают юбилейный тур по России. Ансамблю 15 лет. В Тюмени прошел тысяча четвертый концерт. В юбилейном маршруте 39 городов. Все подсчитано до мелочей. Башмет знает даже, на сколько городов хватает бутылки коньяка, преподносимой периодически одним из спонсоров. Пять городов проехали – бутылка опустела.
Но вдохновение не просчитаешь. Тюменцам повезло, их осенило вдохновение маэстро.
***
фото: Юрий Башмет.