Волшебная писанка
Близится Пасха, когда готовят куличи и красят яйца.
Но все ли знают, что обычай красить яйца – не только дань уважения празднику, но и особый ритуал создания талисмана, предохраняющего его носителя от невзгод?
Как правильно выполнить раскраску яиц, соблюдая все правила росписи, рассказывает в эти дни в областном музее изобразительных искусств Надежда Алехина, сотрудница центра реабилитации инвалидов «Возрождение», проводящая для всех желающих мастерклассы по созданию славянской писанки.
Еще в детстве Надя с интересом наблюдала, как ее бабушка красиво расписывает яичную скорлупу, и именно тогда искусство создания писанки покорило ее сердце.
«Я и сама не заметила, как буквально влюбилась в это искусство, – говорит Надежда Дмитриевна. – Просто сидела и смотрела, как бабушка ловко расписывает яйца – и каждый раз удивлялась, насколько хорошо это у нее получается. Помню, что она аккуратно укладывала писанки в лукошко и тихо нашептывала над ними какие-то слова, заговаривала. А потом эти талисманы я находила по всему дому. Один раз даже у себя под подушкой. Было очень интересно».
Сегодня Надежда Алехина сама изготавливает писанки, раскрашивает их и заговаривает, обучая этому искусству всех желающих.
Только представьте, насколько интересно и необычно сидеть за столом, освещенном свечами, и собственными руками, глядя, как это делает профессионал, мастерить яичный талисман. А когда при этом тебе рассказывают о традиции создания славянской писанки? Ощущения непередаваемые!
Оказывается, превращать обычное куриное яйцо в волшебную писанку в старину умели очень многие славянские женщины. Хранительница домашнего очага должна была из года в год «обновлять мир». Для этого святого дела ей, кроме яиц, нужны были непочатая вода, непочатый огонь, новые горшки, новая полотняная салфетка, пчелиный воск, свеча, краски, разломанная надвое косточка-вилка, взятая из петушиной грудки.
Непочатый огонь добывал хозяин дома, непочатую воду хозяйка брала в полночь «из семи родников». Краски добывали из лепестков цветов, коры, кореньев и листьев. Узор мастерицы не придумывали, а списывали с прошлогодних писанок. А к предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой хозяйки, не имел права прикасаться.
Этой традиции насчитывается около восьми тысяч лет!
Конечно же, со временем правила работы упростились. Вода простая, кипяченая, писачок изготовлен в виде небольшой металлической воронки, а краски берутся «как от Бога, так и от людей». Но традиция прошла все трудности и смогла выжить. На рубеже 19-20-го веков были по крупицам собраны уникальные коллекции народных писанок (правда, во время Великой Отечественной войны многие были утрачены).
Многие, видя писанку, принимают ее либо за деревянное расписное яйцо либо за крашенку к Пасхе. Но писанку отличает от пасхальных яиц и то, что яйцо сырое, и магические знаки в орнаменте, и восковой способ нанесения узоров, и видимые движения в рисунке. Ее орнаменты – священные письмена: молитвы, колядки, которым не одна тысяча лет.
Писанка – один из оберегов. К ней было такое же почтение, как сейчас к иконе и крестику. Дарились они любимым людям, детям, родственникам.
Хозяин дома весной под главный улей клал две писанки, чтобы они охраняли пчел и чтобы год был плодородным. Писанку закапывали на поле перед тем, как его вспахать, катали по телам животных, когда выводили их впервые на пастбище.
Девушки дарили парням платок с писанками – и если парню нравилась девушка, то он писанки забирал себе, а платок наполнял угощениями и подарками.
Страдающие бесплодием женщины дарили писанки детям в надежде, что Господь пошлет им ребенка…
Писанка – символ мира, возрождения, весны, любви.
***
фото: Надежда Алехина.