Охота на охоту
«Особенности национальной охоты» – это выставка, которая открылась в музее «Городская Дума» в минувшую пятницу.
Кстати, сами собиратели этих редкостей невольно выступили в роли «охотников». И, стало быть, подготовку выставки, редкой и очень интересной, можно смело назвать «охотой на охоту».
Три зала – и все об охоте по-сибирски, начиная с каменного века и кончая сегодняшним днем.
Выставка показывает, как народный промысел превратился в вид спорта, а орудие охоты – в произведение искусства. У ханты, ненцев, сибирских татар и русских свои секреты добычи. Некоторые экспонаты найдены во время раскопок, а другие – трофеи лучших охотников области – чучела животных, именные ножи и походное снаряжение.
Открывает экспозицию зал этнографии, рассказывающий нам о самых первых орудиях охотничьего промысла. А вот, собственно, и они – наконечники стрел, сделанные из кости и камня. Рядом, сверкая острыми краями, лежат их железные собратья в компании металлических наконечников первых копий. А чтобы у посетителей не было сомнений в их пробивной способности, над всем этим великолепием возвышается массивный череп бизона с устрашающего вида ромбовидным отверстием во лбу, образовавшимся от удара копья.
Из более крупных изобретений – доисторические луки размером до полутора метров. Впрочем, постоянно гоняться за дичью в надежде пронзить ее копьем или пустить ей вдогонку стрелу было делом трудным и не всегда благодарным. Подумав так однажды, человек начал осваивать методы пассивной охоты. А вот, кстати, и целый арсенал всевозможных ловушек и секретов. Сети, плашки, слопцы, капканы, «пленки» на птиц и зайцев – каждый экспонат имеет свою уникальную особенность по поимке дичи. Благодаря своей простоте и эффективности они довольно быстро прижились в среде охотников. К слову сказать, все экспонаты пассивной охоты до сих пор находятся в рабочем состоянии
Особая гордость выставочного зала – самострел, пожалуй, самое величайшее изобретение охотничьего братства. Человек, охотясь на крупных зверей, понял, что на отдельные экземпляры, например, на пещерного медведя весом более тонны, с копьем ходить бесполезно, поэтому проще установить на его тропе такой вот самострел, который, кстати, и по сегодняшний день эффективно используется кое-где на планете.
Переходим в следующее помещение. Над входом вывеска – зал современности. Так и есть: таинственный антураж древности меняет охота современная. Период этот берет свое начало с конца XIX века, когда появился первый свод законов, регулирующих охотничью деятельность. Массивный старинный фолиант занимает всю верхнюю часть первого стенда. Первыми, кто стал охранять охотничьи ресурсы, были лесники. Охотоведов как таковых тогда еще не было. Затем начали создаваться охотничьи общества. Один из отчетов такого «общества правильной охоты» показан на стенде.
На следующей витрине разместились атрибуты охотника уже советского периода 1960-80-х годов. Мерки, весы, порох, коробочки с капсюлями, дробью и пыжами… В то время людям приходилось самим заряжать патроны, и в какой-то мере это было почетной обязанностью, потому что любитель, заряжая патроны, предчувствовал сладость охоты, упивался не столько результатом, сколько процессом подготовки к этому обряду.
Эволюцию снаряжения показывают три следующих стенда. Один демонстрирует набор современных красиво украшенных охотничьих ножей, над которыми на отдельном постаменте возвышается их древний эвенкийский собрат (на первый взгляд, несуразный и грубо сделанный, но такой же острый, как и сто лет назад). Другой стенд до отказа заполнен средствами навигации – рациями, спутниковыми телефонами и устройствами GPS, на фоне которых советский компас смотрится как реликвия. И уж тем более выделяются на общем фоне алюминиевый котелок и фляжка, уступившие свое место портативным наборам походной посуды в специальных чемоданчиках.
Кидаем быстрый взгляд на инсталляцию сегодняшнего охотничьего лагеря, заменившего привычные домики, и идем дальше.
И сразу же попадаем в мир диких животных. Точнее, в мир бывших диких животных. Иных в зале охотничьих трофеев быть и не может. Но даже в таком состоянии красота их не теряется.
Словно до сих пор таят в себе опасность огромные двухметровые рога сибирского козерога, европейского и камчатского лося, марала и благородного оленя. Глядя на поблескивающие кости, остается только догадываться, каких размеров было то животное, чьи рога представлены в экспозиции.
Взирают на нас пластиковыми глазами чучела, изготовленные с такой точностью и кропотливостью, что кажется, будто это самые настоящие представители дикой природы. Особо выделяется в этой картине амурский тигр, охота на которого, как известно, давно запрещена.
Здесь же представлено чучело бурого медведя, которого превосходит по размерам только арктический тюлень (чей таксидермический вариант тоже можно увидеть). Из менее крупных представителей дикой природы – куница, лиса, волк, заяц-беляк, барсук и совсем уж необычный зверек – кидус, помесь соболя и все той же куницы.
От всего этого многообразия застывшей навек красоты очень трудно оторвать взгляд. Хочется пройтись по залам снова и снова, погружаясь в атмосферу одного из, пожалуй, главных и любимых занятий мужской половины человечества – охоты…
Новая выставка продлится до конца августа, когда лучшие экспонаты разделов «Оружие», «Аксессуары» и «Трофеи» будут отмечены призами и дипломами в конкурсе зрительских симпатий.
***
фото: традиционный костюм охотника-ненца; амурский тигр – как живой; это «нечто», напоминающее бревно, на самом деле – охотничья ловушка – «плашка»; эти рога некогда принадлежали европейскому оленю; внизу – оружие прошлого.