X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Чья жертва?

После долгого перерыва в репертуар тюменского драмтеатра вернулся Островский. Следует ли уточнять, что Александр Николаевич? О другом, закалявшем сталь, забыли уже, наверное.
А.Н. Островский теперь популярен. Его тексты звучат, как никогда актуально, сюжеты пьес прочитываются в сегодняшнем дне, в героях легко узнаешь современников.
Спектакль «Последняя жертва» начинается с бряканья монет, характерного лязга рукоятки, приводящей в движение игровой автомат. Все играют. Бездумно, напрасно тратят деньги. Свои. Чужие. Играют, а работать не хотят и не умеют.
Мысль проведена четко и даже навязчиво. Игровых автоматов как таковых на сцене нет. Вместо них – сейфы. Но металлический лязг обрамляет почти все эпизоды, и каждый персонаж не по разу повернет рукоятку. В костюмах переливается радуга банкнот, много зеленого сукна с карточных столов. Повсюду прорези для монет: кидайте, кидайте деньги в щелочку, надейтесь на выигрыш!
Правда, есть ощущение, что эти костюмы и декорации мы уже видели. В новой постановке Алексея Паненкова прочитываются прежние работы, художник цитирует себя с пугающей часто-той. Однако нельзя отрицать мастерства, нельзя не любоваться красотой картинки. Иногда кажется, будто не режиссер, а художник выстроил мизансцены. Некоторые моменты подобны иллюстрациям в альбоме. Похожую живопись Паненков создал когда-то в «Даме с камелиями». Где, кстати, главные роли исполнили Марина Слепнева и Андрей Черкашов. Они же главные в «Последней жертве»: Слепнева играет молодую вдову Юлию Тугину, Черкашов – любовника Тугиной, Вадима Дульчина.
Спектакль интересно смотреть. Сюжет волнует публику. На ком женится Дульчин? На Тугиной, которую он обобрал, весь ее капитал спустил? Или он польстится на девицу Прибыткову? За нее дают большие деньги, если верить слухам. А может, красавца альфонса увлечет богатая вдова Пивокурова?
Островский закрутил в «Последней жертве» сложную любовную интригу. Многоугольник осложняется тем, что дед Прибытковой Фрол Федулыч неравнодушен к Тугиной. Старый богатей облизывается на молодую красавицу, попавшую в затруднительные обстоятельства. Публике обеспечено удовольствие, есть что распутывать, разгадывать, есть чувства, над которыми позволительно ахать и охать.
Как бы эта пьеса смотрелась без участия режиссера… Когда-то так и было, актеры сами ставили спектакль или это делал драматург. Теперь властвуют режиссеры. В тюменской постановке это заметно. Картинка картинкой, художник молодец, но и режиссер не дремлет, наполняет сцену действием. Реальным физическим действием. Тугина разговаривает с тетушкой, Глафирой Фирсовной, и попутно перебирает что-то на туалетном столике, перекладывает вещицы с места на место. Глафира Фирсовна обсуждает с Фролом Федулычем состояние дел племянницы, не забывая наливать из фляжки то ему, то себе, а стаканчик они передвигают друг к другу, как фишку в настольной игре. И так постоянно: руки в движении, ноги тоже не на месте. Монотонности нет, за диалогом следует рефренперебивка с участием странных очкастых фигур, игроков, завсегдатаев казино.
Текст не потерялся. Комедия осталась комедией. Почти все актеры помнят про комизм.
Андрей Волошенко сумел развеселить крошечным эпизодом, словно бы не прилагая усилий. Лавр Миронович, нежный, как букет гиацинтов, в исполнении Владимира Орла похож на малохольного, но актер не пережимает, аккуратно преподносит это инфантильное чудо (отец семейства, а мыслит, как дитя) во всей его смехотворности.
Владимир Обрезков придумал своего Дергачева нелепым модником. Не имея данных и средств, чтобы выглядеть достойно, Дергачев, тем не менее, порхает эльфом и завивает кок ради пущей привлекательности. Он привык к грубому обращению, стоически терпит нужду, ему не знакомы головокружительные взлеты и трагические падения, сильные страсти, жизнь трясет его по кочкам и еще нескоро растрясет. В пьесе Дергачев навязчивый и, пожалуй, противный тип. Жалкий. У Обрезкова получился трогательный неудачник.
Ирина Тутулова играет Глафиру Фирсовну женщиной волевой, самоуверенной. Генерал не генерал, но полковник житейских сражений. Непонятно, из каких соображений действует, зато характер ясный. И реплик смешных Тутулова не пропускает.
Тут пора сказать о странных особенностях спектакля.
Он, как уже сказано, интересный и красивый. Есть актерские удачи, и даже много удач. Ольга Игонина сыграла драму простушки Ирины Лавровны, показала и наивность ее, и силу страсти. У Андрея Черкашова потрясающий эпизод. Дульчин проиграл в карты деньги, которые Тугина выпросила для него у купца Прибыткова. Рассказывает об этом Дергачеву. Слов мало, они плохо связаны, но все понятно без слов. И так велика глубина отчаяния, что сердце сжимается.
Марина Слепнева и Геннадий Куцан достойно держатся в ролях Юлии Тугиной и Фрола Прибыткова.
Но вот первая странность. Актеры, за исключением Обрезкова и Игониной, не совершают ничего нового, идут проторенными тропами, жонглируют старыми штампами. В других спектаклях это раздражает, а в этом почему-то нет. Вероятно, дело в дозе. Все соблюдают дозу.
Вторая странность: невозможно объяснить, что связывает главных героев, главных участников многоугольника. Очень трудно поверить в любовь Тугиной к Дульчину. В тягу Фрола Прибыткова к Тугиной. Как ни рассматривай Дульчина, он не такой уж раскрасавец и совсем не предел мечтаний для перезревших барышень.
Третья странность. Так и не получен ответ на вопрос, чья была последняя жертва. Что означает название? Остряки, конечно, шутили, что это «последняя жертва театра». Но шутку не расшифровали.
***
фото: сцена из спектакля (Ольга Игонина и Владимир Орел).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта