Выборы в марте: постскриптум
Общаясь с горожанами, часто слышу одну и ту же фразу: «Выборы получились какие-то странные». Невольно задумаешься: «А в чем она, эта странность?»
Прежде всего, в тишине, царившей два первых месяца агитационного марафона. В декабре-январе казалось, что тюменцы вообще не знают о приближении выборов. Рядовые граждане предпочитали на своих кухнях обсуждать исключительно семейные проблемы. А как бурлила Россия в начале девяностых годов, какие жаркие дискуссии начинались почти за полгода до выборов! И куда все это исчезло к январю 2007-го?
Догадаться о причине политического штиля совсем нетрудно. Достаточно вспомнить, когда официальный гонг известил о начале избирательной компании. Случилось это 12 декабря – ровно через неделю после вступления в силу поправок в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Пытаясь создать максимально комфортную предвыборную обстановку для себя, российские законодатели невероятно сузили пространство для агитационного маневра. Наступившая в декабре политическая тишина – это явное доказательство того, что они перестарались. Лидеры региональных отделений политических партий долгое время не могли понять, как им вести агитацию в новых условиях: критиковать конкурентов нельзя, а что можно? Пока партийные пиарщики в Москве ломали голову над новой пропагандистской стратегией, их коллеги в регионах предпочли отмалчиваться и наблюдать за конкурентами. Так во взаимном выжидании и прошли два месяца.
Политический штиль в нашей области прервали визиты лидеров «Справедливой России» и ЛДПР. После такой «тяжелой артиллерии» партийные активисты принялись почти истерично наверстывать упущенное время. Политическая жизнь в Тюмени сосредоточилась на площади между областным правительством и Думой. Обычный агитационный день там выглядел так. Сначала появлялись два десятка пожилых коммунистов с нарисованными черной тушью лозунгами. Потом их сменяла такая же небольшая кучка агитаторов от «партии власти», срочно переименовавшейся в «партию реальных дел». Едва они уходили, как «место под солнцем» занимали активисты «Справедливой России».
Самое забавное в том, что я ни разу не видела, чтобы представители конкурирующих партий появлялись на площади одновременно: график какой-то они обговаривали между собой, что ли? Кроме того, ни разу не застала там либеральных демократов. Возможно, они предпочли обозначить свое присутствие номинально, залепив близлежащий забор плакатами с портретом Жириновского…
Впрочем, агитационными листовками явно злоупотребляли все партии. Несмотря на то, что в городе были установлены специальные щиты для предвыборной агитации, мощная волна пестрых плакатов и плакатиков захлестнула заборы, стены зданий и двери подъездов в жилых домах. Причем кое-где листовки клеили в два-три слоя: один конкурент закрывал другого.
Удивительно повели себя кандидаты-одномандатники. Они вдруг перешли к «ударам ниже пояса» – стали педантично следить друг за другом и по любому поводу обращаться с жалобами в избирком и областной суд. Известны две жертвы такой «подковерной борьбы» – Александр Черепанов и Тамара Казанцева, чью регистрацию в качестве кандидатов в депутаты суд все-таки отменил. Теперь неважно, были они в чем-то виноваты или нет. Пугает сам факт: вместо нормальной предвыборной дискуссии – унизительная слежка кандидатов-одномандатников друг за другом.
Теоретически все это должно было предотвратить соглашение «За чистые и честные выборы», подписанное представителями нескольких партий в самом начале предвыборного марафона. Председатель Избирательной комиссии Тюменской области Игорь Халин позитивно оценил его эффективность:
«Я не разделяю мнения, что у нас подписали документ, а потом начали его нарушать направо и налево, устроили какой-то фарс. Если быть объективным, то картина складывалась совсем не так. Хотя прошло всего одно заседание координационного совета по соблюдению этого соглашения, но, по крайней мере, те партии, которые его подписали, посмотрели друг другу в глаза и сказали: «У нас претензий друг к другу нет».
Спору нет, крупные партии действительно старались соблюдать уговор, но кандидаты-одномандатники, многие из которых шли на выборы под флагом партий, подписавших то самое «чистое и честное» соглашение, дрались «по закону джунглей», без оглядки на всякие бумажки. Что весьма и весьма грустно.
Так или иначе, но сокрушительная атака «Единой России» на одномандатные округа не оставила ни малейшего шанса конкурентам.
Надо полагать, что парламентские выборы, которыми завершится 2007 год, будут еще более бескомпромиссными. Об этом свидетельствуют резкие оценки, которыми лидер «Единой России» отметил итоги только что закончившейся кампании в Ставропольском крае.
Если руководство партии позволяет себе отчитывать главу региона, как мальчишку, провалившего экзамен, то чего мы должны ждать в декабре?
***
фото: