Тот, кто придумал блок-понтон
1 мая одному из виднейших тюменских конструкторов – Сергею Константиновичу Стрекопытову – исполняется 80 лет. «С детства мы очень много переезжали, – вспоминает юбиляр. – Отец был непоседа. Может быть, поэтому и я полюбил различные путешествия. В 1937 году переехали жить в Актюбинск. А в 1941-м организацию, где работал отец, перевели в Семипалатинскую область, где мы жили на глухой маленькой станции. После окончания войны наша семья переехала жить на Кубань, а я поступил в Севастопольский судостроительный техникум. Можно сказать, с этого момента и началась моя самостоятельная жизнь».
На этом путешествия Стрекопытова далеко не закончились. В 1947-м после окончания техникума его направили в Калининград, где он работал мастером в цехе по ремонту военных и гражданских кораблей («это был самый лучший опыт», – говорит он сегодня). Вскоре его перевели в специальное конструкторско-технологическое бюро, а затем отправили на полтора года в Шанхай – помогать китайцам осваивать военное кораблестроение.
По возвращении, поднабравшись опыта, Сергей Константинович поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, который окончил с отличием в 1959 году. И тут же получил предложение поработать в Тюмени на судостроительном заводе.
10-летний опыт работы на этом предприятии впоследствии сильно пригодился Стрекопытову, когда в 1969-м он перешел в институт СибНИПИгазстрой в должности начальника отдела новых разработок. Там-то в голове талантливого конструктора и родилась идея создания совершенно уникального изделия – блок-понтона.
Как представляет он свое детище, «блок-понтон состоит из понтона, надстройки и оборудования, включая трубопроводы, кабельные сети и другие коммуникации. Надстройка располагается на палубе, образуя закрытое помещение».
Сам понтон являлся несущей плавучей конструкцией и служил транспортным средством для доставки блок-понтона по воде к месту строительства. А также и по суше, с использованием снежно-ледовых дорог или специальных тяжеловозов. Подобная конструкция обеспечивала бескрановую погрузку или выгрузку.
Этот проект позволял большую часть работ выполнять в индустриальном центре и доставлять объекты на место их службы за тысячи километров в готовности 90-95 процентов.
«Были достигнуты уникальные по тем временам показатели, – вспоминает конструктор. – Готовые конструкции весом до 450 тонн перемещались от места сборки рекой, а затем по заснеженной тундре до места установки. Первоначально планировали устанавливать суперблоки на платформе с воздушной подушкой: ее испытания успешно прошли на заводе-изготовителе. Но оказалось, что блоки слишком тяжелы для этого. Пришлось перевозить их традиционным способом, используя плоское дно понтонов, по типу так называемых «пено-саней».
Решающую роль в строительстве блок-понтонов сыграл «Сибкомплектмонтаж». Ради этого на предприятии построили даже современную судостроительную верфь.
Сегодня Сергей Константинович не работает, но всерьез задумывается над проектом обустройства блок-понтонами полуострова Ямал, благо техническая документация уже давно подготовлена совместно с институтом «Гипротюменнефтегаз». А пока заказчики думают, он проводит свободное время на даче.
Юбиляр любит читать газеты и книги, смотреть документальные фильмы.
Но самой главной радостью в своей жизни Сергей Константинович считает появление на свет шестерых внуков и четверых правнуков, которые никогда не забывают своего дедушку-прадедушку. И обязательно придут поздравить его с днем рождения.
***
фото: Сергей Стрекопытов.