X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

В ожидании Кроша

Мы очень чувствительны. Мы сразу отзываемся на несправедливость. Даже если она свершается где-нибудь в Уганде или на Фолклендских островах. В первых рядах возмущенных, естественно, как всегда народные избранники. Им до всего есть дело. И это справедливо. Для того мы их, в конце концов, выбирали.
Так, не может не тронуть горячая заинтересованность, с которой депутаты поднялись на защиту «Бронзового солдата», что стоит в эстонской столице на площади Тынисмяги. Ничего, что «Бронзовый солдат» там, а мы с вами здесь. Это ведь наш Бронзовый солдат.
Но хорошо было бы, если бы депутаты и другие ответственные лица хоть десятую часть этого темперамента уделили и другим могилам, которые к нам гораздо ближе и тоже нуждаются в защите.
Вот в конце прошлой недели в подмосковном городе Химки неизвестные гастарбайтеры ликвидировали памятник защитникам Москвы, в том числе и одному Герою Советского Союза. Не спешите ругать тружеников ближнего зарубежья – они сделали это не по своей воле. Их послала местная власть.
Та же местная власть, когда поднялся шум, стала юлить и изворачиваться. Сперва она утверждала, что «все согласовано с местным советом ветеранов и даже с родственниками». Конечно, совет ветеранов делает большие глаза, а родственников, как утверждают, никто из местной администрации в глаза не видел. Потом появилась версия, что памятник «мешал расширению Ленинградского шоссе», а из-за отсутствия расширения тысячи людей опаздывают на свои самолеты в аэропорт Шереметьево. Еще одна «причина»: тут, по правой стороне шоссе, прямо у памятника собираются легкомысленные девушки в поисках клиентов, так вот поэтому надо убрать… нет, не девушек, конечно, это – святое, а сам памятник. И тому подобное, столь же убедительное. Тем временем злоязыкие журналисты, можно сказать, клевещут на химкинских начальников: мол, на самом деле тут собираются строить торговый центр, которому, дескать, помешал мемориал. И эстонские власти тут как тут: мол, нас браните, а сами-то… Не слышно только голосов с высоких трибун.
Впрочем, что такого нового я вам рассказал? Мало ли подобных примеров вокруг? И в Ханты-Мансийске снесли скромный мемориал жертвам массовых репрессий, который оказался в центре застраиваемого квартала. Видно что-то не додумали палачи из НКВД, не там расстреливали, не там хоронили, не сумели угадать бурного развития города, украшению и удобству которого помешало место крестьянского траура. И в Тюмени одиннадцатый год покой двух с половиной тысяч расстрелянных охраняет самодельный памятник, сложенный из старых кирпичей на улице Полевой попечением трех человек – ректора ТГУ Куцева, бывшего банкира Львова и автора этих строк. А теперь его со всех сторон сжимают строительные конструкции, наступает перенесенный из центра города вещевой рынок.
И никто не возмущается. Вот если бы это происходило где-нибудь в Эстонии, сразу бы набежало столько жаждущих поучаствовать! Но нет пророков в своем отечестве. И нет защитников собственной славы и собственной трагедии.
А были! Вспомните книжку Анатолия Рыбакова «Приключения Кроша». Там мальчик-практикант случайно обнаружил, что на пути дороги-новостройки безымянная, забытая в чистом поле могила, где похоронен неизвестный солдат. И этот мальчик не только разыскал очевидцев последнего боя красноармейца, не только узнал его имя и фамилию, но и убедил всех, что дорога должна обойти солдатскую могилу. Потому что память о прошлом, уважение к прошлому должны храниться не только в сердце. Должны быть еще памятники, таблички с названиями улиц.
Память о прошлом – это еще и символ приличного отношения к настоящему, которое очень быстро становится прошедшим.
Так что же нам делать? Ждать, когда, наконец, появится честный, благородный и романтический Крош?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта