Геннадий Баширов: «Главное – не кто ты, а какой ты»
Тюменцы знают его под разными именами, которых больше сотни. Он и Мартин Дайзерт из спектакля «Эквус», и Чарльз из «Убийства Гонзаго», и Михаил Астров из «Дяди Вани». Он меняет костюмы разных эпох, парики и гримы почти сорок лет, более тридцати из них – на сцене Тюменского театра драмы и комедии.
Летом заслуженный артист России Геннадий Баширов отмечает свой 60-летний юбилей.
«Что вы хотите обо мне написать? – улыбаясь, спрашивает он. – Что это будет? Непутевые заметки провинциального актера?»
По стенам маленькой гримерной, рассчитанной на трех артистов, развешаны афиши. Они – своеобразная карта жизни человека, повидавшего множество театров, стоявшего не на одной сцене.
«60 лет – это, конечно, своеобразный этап. Я становлюсь пенсионером, – говорит Баширов. – Изменяются взаимоотношения с государством. Но и только. Работы у меня еще очень много».
***
1947 год. Где рождаются звезды
Как и где рождаются театральные звезды? Почему не все люди становятся юристами и врачами? Геннадий Владимирович уверен, что начало актера нужно искать в глубоком детстве, в «среде обитания». Именно там закладывается фундамент профессиональной ориентации любого человека.
«В моем роду не было никого, кто был бы связан с профессиональным искусством, – вспоминает артист. – Родился я в солнечном Татарстане, в старинном купеческом городе Чистополе на берегу реки Камы. Все дошкольное детство прожил у бабушки с дедушкой в одной из близлежащих деревень. И вот этот дедовский уклад жизни, все эти крестьянские праздники после сбора урожая, святки-колядки, старинные казацкие песни, что звучали вокруг – все прошло сквозь меня, через меня. Вот я такой и получился».
***
1952-й. Первые шаги по сцене
С казацких песен, которые маленький Геннадий пел вместе с дедом, все и началось. Уж чем-чем, а вокальными данными мальчик был наделен богато. Учась в первом классе, он сыграл свою первую роль – маленькую… девочку Аленушку в миниатюре «Буква «Ты» на сцене деревенского клуба.
«Я, как японские актеры, начинал свою артистическую деятельность с женских ролей, – смеется Баширов. – До сих пор помню, что по сценарию моего персонажа учили азбуке. О, это был несомненный успех, зрители принимали миниатюру на «ура».
Большую роль в становлении актера Баширова сыграл, как это часто бывает, школьный учитель. С Нелли Дмитриевной Бабенковой, любимым преподавателем литературы, Геннадий Владимирович общается до сих пор. Это она учила его выразительно читать Чехова и убедила десятиклассника Баширова сыграть в любительском спектакле по пьесе Виктора Розова «В добрый час!».
«Пьеса посвящена выбору профессии, – вспоминает артист. – Для меня это была актуальная тема, я и сам не знал, куда пойду учиться после школы. Но в спектакле прозвучала фраза, которую потом вспоминал много раз: «Главное – не кем я буду, а каким я буду». Понял, что должен стать хорошим специалистом в той области, которую в конце концов выберу».
Любимый учитель посоветовал подать заявку на поступление в Казанское театральное училище. Так Баширов получил свою, пока символическую, путевку в театральный мир.
***
1964-й. «Нарошенский человек»
Обстоятельства складывались против будущего актера. На самолет до Казани абитуриент Баширов безнадежно опоздал – всю предыдущую ночь он посвятил школьному выпускному балу и попросту проспал свой рейс. С горем пополам, но улетел. Да и отец будущего актера выбор сына не одобрил.
«Вы поймите, – объясняет Геннадий Владимирович, – тогда большинство людей работало на заводах. Актер – разве это профессия? Ее никто не воспринимал всерьез. Мой дядя, например, узнав, что я буду актером, долго называл меня «нарошенским человеком» – то есть человеком, у которого профессия такая… понарошку».
Однако приемная комиссия театрального училища приняла Баширова в ряды студентов сразу, даже не дослушав до конца стихи и басни, которые тот «не понарошку» приготовил к экзамену.
***
1967-й. Серьезный студент
Говорят, что студенческие годы – самые лучшие. Возраст и социальный статус позволяют молодому человеку шалить, ввязываться в забавные ситуации, словом, развлекаться. Но Геннадий Владимирович вспоминает студенчество немногословно.
«У нас были очень хорошие педагоги, многие из них – народные артисты Татарстана. Мастер нашего курса – главный режиссер Казанского театра Евгений Простов. Суровый и сильный человек. Мы все время были заняты, что-то репетировали, постигали азы сценической речи и пластики. Я пел романсы – это мой «конек». И, надо сказать, не испытывал сильного восторга от того, что стану актером, удивлялся когда сокурсники мечтали получить звание «народный артист» или что-то в этом роде».
Переворот в сознании серьезного студента Баширова случился, когда его на третьем курсе призвали в армию, определив в морфлот. Училище быстро организовало очередную отсрочку, но, постояв перед военкомом, уже по-армейски коротко подстриженный актер пережил небольшой шок. Он не хотел на флот.
«Побывав, хоть и недолго, в шкуре «матроса», я долго не мог вернуться в действительность, – вспоминает он. – Репетировал, играл, но был как бы не здесь. Это продолжалось, пока руководитель курса Евгений Простов не сделал мне внушение. Он впервые накричал на меня так, что я оторопел. Я понял, что могу подвести всю труппу, весь курс. Мне вспомнилась та самая фраза: кто я – это не главное, главное – какой я».
Не просто актером, а хорошим актером, как решил для себя Геннадий Баширов, ему предстояло стать на сцене Казанского государственного драматического театра имени Качалова, куда он попал по распределению в 1968 году…
Продолжение следует.
***
фото: заслуженный артист России Геннадий Баширов – «необщее выражение лица». Беседа с ним – это маленький спектакль, в котором покоряет богатство мимики и жестов человека, невольно остающегося актером даже за пределами сцены – таково поистине волшебное свойство этой профессии!