Девочка Люся с улицы Хохрякова
Небольшая квартира Людмилы Волковой на улице Ватутина без ковра на полу и со стремянкой посреди комнаты все равно выглядит очень приветливо и уютно. Наверное, потому что хозяйка такая – гостеприимная и жизнерадостная. На стене над диванчиком – коллекция панно. Все больше пейзажи. Напротив – фотографии детей и внуков.
«У меня ремонт, но вы не обращайте внимания, я сейчас чайник поставлю», – приглашает Людмила Петровна. Эта женщина 25 лет проработала учителем физкультуры в школе N 39, а сейчас пишет стихи, очерки в газету, работает в ветеранской организации и даже поет в хоре.
Если рассказывать по порядку, то начать, наверное, следует… с конца. Точнее, с того времени, как Людмила Петровна вышла на пенсию.
«Думала, зачахну без дела, – рассказывает она, – но не тут-то было. Взялась за перо. Стала писать стихи, воспоминания о детстве, военном времени, об отце, любимых местах в городе…» Эти очерки, написанные живым, сочным, но в то же время простым языком публиковались в газете «Тюменские известия». У Людмилы Петровны целая папка, где аккуратно собраны все вырезки. Один из очерков посвящен бабушке – Марфе Ильиничне Хлыстуновой.
«… Еще в молодости бабушка уехала в Тюмень, где служила у купца Текутьева ключницей. На поясе ее фартука висели ключи от шкафов, сундуков, кладовок, комодов. Бабушка всегда очень тепло отзывалась об этой семье, особенно о жене Текутьева, – пишет Людмила Петровна в очерке «Марфа-Марфушка». – В 1937 году у бабушкиного сына родилась я. А в 1938 году мою мать посадили в тюрьму. Судили по 58-й статье. Она работала секретареммашинисткой в НКВД. Все протоколы проходили через нее. Мать сослали в Магадан, а я осталась с бабушкой».
В альбоме у Людмилы Петровны есть старая фотография, ей больше полувека. Там маленькая Люся стоит на табуретке в скромном платьице в цветочек, с темной ленточкой в коротких русых волосах. Рядом бабушка, та самая Марфа Ильинична – серьезная, с губами, зажатыми в тоненькую ниточку, и в шали, застегнутой на булавку прямо у подбородка. Людмила Петровна говорит, что этот снимок был сделан в первый день Великой Отечественной войны. «Бабушка одела меня и сама повела фотографироваться. Почему именно в этот день – не знаю…»
Все детство Люси Хлыстуновой прошло в Тюмени, на улице Хохрякова. Даже сейчас, после многих лет жизни в другой части города, она считает то место самым любимым и близким, своим «родным гнездом».
На окраину переехала, когда здесь начали строить новую школу – № 39. «Я тогда работала в интернате в Тарманах. Все, что знала, – будет новая «десятилетка». Еще подумала: вот бы мне туда перейти».
Когда ей дали квартиру в новом доме на улице Ватутина, окончательно решила – пойдет устраиваться. Директором школы стал Михаил Калиничев.
«Первый раз пришла в школу весной. Было тепло, – вспоминает Людмила Петровна, – смотрю, стоит Калиничев. В очках, руки исписаны. С ним двое завучей – Вера Петровна и Ольга Дмитриевна. Они сказали, что Михаил Федорович очень трудолюбивый и ответственный человек. Ага, думаю, это хорошо. Еще мне очень понравилось, что в школе есть бассейн, а в перерывах между уроками проводят зарядку».
39-й школе она отдала четверть века. Листая альбом, показывает фотографии своих учеников: «Вот это мой последний выпуск. Недавно у меня был юбилей. Я их даже не приглашала, а они собрались все вместе и купили мне замечательный подарок – комбайн кухонный… А учителя, те, с которыми вместе работали, помогли с ремонтом. Только вы об этом не пишите, не надо».
Не так давно Людмиле Петровне вручили почетную грамоту областного департамента по спорту и молодежной политике. С формулировкой – «За большой вклад в развитие физической культуры и спорта в Тюменской области и в связи с 70-летним юбилеем». Есть у нее, отличника просвещения, и московские, и министерские грамоты, но Людмила Петровна говорит обо всех заслугах и наградах без особой гордости. «Это прошлое, что его вспоминать? Я живу настоящим. Правда, пера в руки год как не беру. Нет вдохновения ни на стихи, ни на воспоминания. Сейчас меня полностью поглотила другая работа – с ветеранами. Например, недавно мы были в военкомате, искали солдат, которые служили в Чечне и Афганистане».
Действительно, неделя расписана на несколько дней вперед. Застать ее дома можно только рано утром или вечером. Вот и наш разговор прерывает телефонный звонок. «У бабушки одной 90-летний юбилей, зовут подарок покупать, – объясняет она, отрываясь от трубки, – а завтра нас приглашают в филармонию в качестве зрителей. Будут молодых спортсменов поздравлять. В субботу – мероприятия в Пушкинской библиотеке (это моя особая любовь), в воскресенье – на дачу».
Есть еще хор, который тоже требует много сил и времени. «Никогда не отличалась особым слухом и голосом, а тут вдруг запела. И до того мне нравится! Песни, конечно, нравятся все больше старые, о любви или о природе. А современную музыку я не понимаю…»
Хоть она давно ничего не писала, достала толстую тетрадь со старыми стихами. В них – о любимых местах в городе, о своих корнях, об отце. Но, наверное, больше всего стихов посвящено друзьям. Кстати, многие из них вместе с Людмилой Петровной еще со школьной парты. Одно из самых любимых стихотворений Волкова написала для своей подруги, которая была серьезно больна и перенесла тяжелую операцию. Строчки родились прямо в автобусе, когда Людмила Петровна ехала в больницу. В них пожелания здоровья, добра и счастья – все просто и бесхитростно. Может, рифма немного не точная и слог хромает – пусть критики разбираются. Главное, что от чистого сердца написано.
Когда в круговороте дел выдается свободная минутка, Людмила Петровна читает. Чаще всего про Тюмень. В местной библиотеке перебрала все что есть. А как иначе! Ведь это ее любимый город. Родная школа, Загородный сад, клены и тополя на улице Хохрякова.
***
фото: Людмила Петровна Волкова.