Суета вокруг сами знаете чего
Нет, вы только представьте себе – Кондолиза Райс указывает нам, что демократично, а что – не очень. Лично мне совершенно не интересно мнение госпожи государственного секретаря. Другое дело – мы и наши внутренние дела, которые иногда, к сожалению, еще очень далеки от прозрачности.
… На этой неделе не удалось нам возрадоваться обещанной выставке шедевров русского ювелирного искусства имени Карла Фаберже, которое из заграничной многолетней командировки вернул в Россию русский бизнесмен Виктор Вексельберг. Облом – в понедельник вечером по электронной почте получаем восхитительное послание: «Проект «Фаберже: утраченный и обретенный» ОСТАНОВЛЕН. Музей оставляет за собой право не комментировать это решение».
Конец связи. Современно. Почти по Кондолизе.
А все-таки, что случилось? Пожар в музее ИЗО? Наводнение? Украли шедевры? Кто-нибудь объяснит толком – почему? Как это водится в приличном обществе, каковым, несмотря на упреки госдепа, мы себя, полагаем.
Года три назад, как только разнеслась весть, что Виктор Вексельберг, не чужой нам человек, а один из владельцев Тюменской нефтяной компании, приобрел на аукционе коллекцию пасхальных яиц ювелира Карла Фаберже, тюменцы стали мечтать о выставке знаменитых яиц в Тюмени.
Вот, кажется, свершилось. Все телерадиоканалы и многие СМИ сладостно описывали прибытие коллекции в Тюмень, растаможку, строгие условия охраны, бережные касания искусствоведов в белых перчатках, таинство хранения в «неизвестном банке». Все подогревало интерес к выставке, которая должна была открыться 3 мая. Вдруг такой афронт. И тотчас – вот совпадение – скоропостижное увольнение директора музея Надежды Васьковой. Без объяснения причин. Может, она не обеспечила организацию выставки года? Или, хуже того, толкнула на черном рынке самый красивый из карловых шедевров?
Объясните, господа хорошие из комитета по культуре, которому подчинен музей ИЗО? Хоть словечко скажите народу, которому служите. Дайте ответ!
Наконец, г-н Негинский, видимо, припертый к стене, дал интервью агентству «Самотлор-экспресс» и срочно отбыл в дальнюю командировку. Оставив музей без директора (и.о. – не в теме), а потенциальных зрителей – без… Без выставки, конечно (а вы что подумали?)
За неимением лучшего объяснения, глотнем из источника под названием «Самотлор-экспресс». Интервью, конечно, тоже шедевр. Шедевр эквилибристики. Цитируем:
«В музее идет активная работа по инвентаризации, предприняты усилия обеспечить сохранность экспонатов и в данный момент показ выставки работ Фаберже не представляется возможным…» Непонятно только: если усилия «обеспечить сохранность» предприняты, то почему выставка невозможна?
Второй туманный фрагмент интервью гласит, что упомянутая Васькова, не спросясь никого, заключила договор на проведение выставки с фондом «Связь времен».
Зная госпожу Васькову лет тридцать, могу заверить читателя, что она никакая не сорвиголова, чтобы бросаться в авантюры. Тем более, если речь идет о столь дорогостоящей акции. А ведь еще 20 марта г-жа Васькова направила г-ну Негинскому план выставочной деятельности музея на апрель, в котором самым первым пунктом названы «Яйца Фаберже»…
Кое-какие выводы читатель может сделать самостоятельно, поскольку г-н председатель не исключает, «что по прошествии некоторого времени областной комитет по культуре сам вступит в переговоры с фондом «Связь времен» для организации выставки». Может быть, собака, которую три дня усердно ищут тюменские СМИ, зарыта именно здесь? Может быть, дело не в том, что и когда будет выставлено, а кто конкретно одарит нас радостью встречи с искусством великого ювелира? Как сказано в «Слове о полку Игореве» – сами добудем будущую славу, да и прежнюю сами поделим…
В интервью, пишет «Самотлорэкспресс», Евгений Негинский «отказался сообщить вывезена ли коллекция работ Фаберже из Тюмени или все еще находится на хранении»? На этот вопрос можем ответить даже мы после телефонного разговора с исполнительным директором фонда «Связь времен» Романом Тхакером.
– Откроется ли выставка 3 мая? – Мы сроков не называли. Мы делаем все, чтобы она состоялась. Мы привезли коллекцию, затратили силы и средства.
– Разве она еще в Тюмени? – Да. – Г-н Негинский выразил сомнение, что в музее ИЗО обеспечены соответствующие условия безопасности…
– Мы провели экспертизы, свою и Тюменского ГУВД, которые дали заключение, что для нашей выставки никаких препятствий нет.
– Г-н Негинский сказал, что он сам намерен вести переговоры с вашим фондом…
– Мы – организация благотворительная, у нас нет никаких амбиций, и мы готовы к переговорам с Негинским или с кем угодно.
– Вексельберг в курсе? – Да. Короче, уважаемые начальники тюменской культуры, скажите людям правду. И пусть будет достойная нашей страны прозрачность, что бы там ни говорила эта злюка Кондолиза.