Генрих Вальтер привез Европу с собой
14 апреля в областной филармонии звучал орган: играл один из крупнейших европейских солистов Генрих Вальтер из кафедрального собора французского города Кольмар.
Вальтера по праву можно назвать «человеком мира». Высшее музыкальное образование получал в трех странах: Германии, откуда он родом, во Франции и США. Признан всем миром: завоевал гран-при международного конкурса органистов в Тулузе (Франция), стал лауреатом международных конкурсов в Нюрнберге (Германия) и Сан-Антонио (США). Вальтер является профессором кафедры органной интерпретации в государственной Высшей школе музыки во Фрайбурге, Высшей школе в Роттенбурге и евангелической Высшей школе в Хайдельберге.
Автор смелых органных переложений симфонических произведений, на концерте в Тюмени он обошелся без экспериментов. В его исполнении звучали лишь два композитора – Иоганн-Себастьян Бах и Феликс Мендельсон. Программа была рассчитана на подготовленного слушателя: две хоральные прелюдии Баха, соната ля-мажор Мендельсона.
Органисты, на чьих выступлениях я бывала раньше, включали в свои программы произведения современных композиторов, а знаменитая баховская токката и фуга ре-минор, от которой мурашки по коже, всегда была припасена на финал. Вальтер же познакомил тюменских слушателей с менее «раскрученными» вещами классиков. Он лишний раз напомнил, что органная классика все-таки имеет отношение к сакральной сфере человеческого бытия, в отличие от симфонической, которая изначально была светской. Так, хоральные прелюдии – это «инструментальные размышления» без слов над евангельскими событиями или псалмами. Прелюдии звучат в соборе во время богослужения между чтением Библии и должны помогать осмыслить услышанное. Сидящие в органном зале люди невольно ассоциируются с прихожанами.
Программа Генриха Вальтера требовала сосредоточенности. Помогали комментарии, которые давала, объявляя номера, ведущая концерта. Особое место было отведено фуге – наиболее сложной форме органной музыки. В ее основе лежит тема – мелодия, которая проводится по разным голосам. Каждая часть состоит из разработки темы и интермедии – фрагмента, когда тема не звучит и слушатель погружается в другую мелодию. Сложная музыкальная организация фуги в каком-то смысле аллегорически указывает на мирской путь человека (само слово переводится с латинского как «бег») – путь блудного сына, который возвращается к истокам. Генрих Вальтер исполнил последнее неоконченное произведение Баха, которое композитор писал незадолго до смерти – «Искусство фуги», своеобразное посвящение самому жанру.
Высокий и худощавый европеец с обаятельной улыбкой и изысканной сединой, Вальтер – воплощение самой Европы: высокодуховной, приоткрывающей двери своих соборов, под сводами которых звучит дивная музыка…
Разумеется, в Тюменской филармонии трудно воссоздать атмосферу кафедрального собора. Куда легче это сделать, скажем, в филармонии города Калининграда, которая находится на острове Канта в окружении архитектурных памятников, сохранившихся с тех времен, когда Калининград еще был немецким Кенигсбергом. Около трех лет назад я была там на концерте известной органистки из Латвии Иветы Апкалны.
Игра Генриха Вальтера на нашем маленьком восьмирегистровом органе напомнила мне о том концерте, и я так же, как и тогда, перенеслась на какое-то время в другую географическую плоскость и вневременную реальность.