X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Сан-Мигель тоже клево

– Можете говорить по-русски, – разрешила мне молоденькая официантка в лиссабонской забегаловке. – Вы тут отдыхаете? – Нет, мы проездом. С Азоров. – У, клево. Терсейра? – Нет, Сан-Мигель. – Тоже клево.
Я оставила ей сдачу (всего-то десять центов), она спокойно сказала «спасибо» и смахнула монетку в карман фартука. По ее выговору я решила, что девушка из Украины. А еще потому, что здесь, в Португалии, вообще много украинских гастарбайтеров. В поисках заработка они продвигаются и дальше. Например, с Галиной, жительницей Днепропетровской области, мы повстречались на острове Сан-Мигель. СанМигель – самый большой из островов Азорского архипелага, расположенного в полутора тысячах километров от берегов Португалии, в Атлантическом океане.
Мы гуляли по улице городка РибейраГранде. Дети, как обычно, о чем-то громко спорили, и вдруг рядом остановилась немолодая женщина и сказала что-то вроде «как приятно слышать ридну мову». От неожиданности дети замолчали, а женщина пошла дальше.
Примерно через полчаса мы встретились с ней снова, в продуктовом супермаркете (ничего удивительного, вообще-то: Рибейра-Гранде только по названию «гранде», а на самом деле очень маленький городок!). Галина рассказала, что она приехала сюда из города Хмельницкий пять месяцев назад вслед за мужем, который уже два года здесь работает разнорабочим на ферме. Теперь на этой же ферме работает и она сама – убирает. Галина говорит, что ей очень приятно было встретить нас и поговорить с кем-то по-русски (хотя по-русски говорила только я, а она сама – по-украински), потому что тут ей особо разговаривать не с кем. Она знает несколько украинских семей, но как-то с ними дружба не складывается. Ну, земляки, это же не значит, что друзья. Есть здесь и небольшая иеговистская община (Галина из «Свидетелей Иеговы»), но общаться с единоверцами мешает языковой барьер. Она, конечно, учит португальский, но он такой трудный! Поставят над буквой какую-нибудь закорючку – и все, уже звук другой.
Климат тут хороший – дома в Украине у нее болели суставы, часто приходилось пользоваться мазями, а тут без всяких мазей все прошло. Зато от переживаний она похудела на лицо и даже появились морщины – вот, видите, какие? А переживает Галина от того, что давно не видела внуков. У нее два внука, одному год, другому восемь. Очень скучает (тут у нее на глаза даже навернулись слезы). Сюда приехала, чтобы заработать дочери на квартиру. Дочь замужем, живет со свекровью, и потому не очень счастлива. Галина надеется, что скоро сможет помочь дочери, ведь она тут зарабатывает вполне прилично, и работа не тяжелая, так что, к примеру, летом они с мужем даже ездили и на пляж, и на горячие источники.
Почему только летом? Мы вот приехали на Азоры зимой и тоже побывали и на пляже, и на горячих источниках.
Азорские острова разбросаны в океане между 37 и 40 градусами северной широты и 7 и 14 градусами восточной долготы. Таким образом, они находятся в северном полушарии, поэтому зима здесь с декабря по февраль, а лето – с июня по август. Хотя омывающий острова Гольфстрим сильно влияет на климат, и потому средняя температура января на острове СанМигель – плюс 14 градусов, а средняя температура июля – плюс 20. Так что большого смысла приезжать сюда летом я, например, не вижу. Другое дело, что зимой, бывает, сильно штормит. Мы были предупреждены и вооружены – взяли с собой непромокаемые ветровки, зюйдвестки, зонты. До поездки я прочитала немало грустных историй про кораблекрушения в этом районе. В декабре 2001 года во время шторма пропал кипрский сухогруз – вероятно, затонул. 27 членов экипажа погибли. В 2003-м году в аналогичных погодных условиях здесь разбилась российская яхта «Самба-2», отправившаяся в кругосветное путешествие в честь 300-летия Санкт-Петербурга… А накануне нашего отъезда, 26 декабря 2006 года, в результате ливневых дождей на Сан-Мигеле случился оползень, забравший жизни двух жителей городка Вила Франка ду Кампу…
Правда, информагентства тогда написали, что трагедия случилась «на Азорских островах, расположенных в Тихом океане», а мы прилетели в Атлантический, так что не знаю, может, и все остальное тоже вранье?
Мы уже четыре дня на Азорах, и никакого дождя, – сказала я, убирая привезенные зюйдвестки подальше в чемодан. Сегодня был чудесный день. С утра мы поехали из нашей деревни Калура не налево, как обычно, а направо. И приехали на причал, где сушатся лодки, рыбаки чистят рыбу, рядом греется на солнышке толстенная кошка. Вокруг летают чайки, выхватывая из воды серебристых рыбок. Слева выступает огромная скала, об нее разбиваются волны, ветер несет на берег брызги, те блестят на солнце – красиво! Рядом домик дайвцентра, написано, что работает круглый год, но никого нет. Посреди бухты сооружен открытый бассейн: прямо в море камнями выложена огромная ванна, изнутри облицованная голубым кафелем. Было бы забавно поплавать в таком бассейне, но сегодня волны слишком высоки, они запросто перехлестывают через край ванны, так что опыт пришлось отложить до лучших времен. Р.С. ходил фотографировать маяк, он всегда на переднем крае, и, конечно, промочил ноги. Пришлось вернуться за другой обувью. Знали бы мы, что через полчаса все снова будем мокрые!
Это все Р.С., он просто одержим идеей искупаться в Атлантике. Мы находим эту затею несколько смелой – все-таки не лето. Однако сегодня солнце такое яркое, что мы просто не можем проехать мимо пляжа. Тем более что это пляж Байя де Агуа д’Альто, лучший на острове. то такое пляж на острове Сан-Мигель? То же самое, что и везде: море и песок.
Правда, песок здесь черный, вулканический. Кажется, белого песка тут нет совсем (даже в детской песочнице во дворе у наших хозяев песок черный, так необычно).
Зато черный – очень теплый. Это быстро выяснил Р.С., потому что он тут же разулся.
Мое внимание привлекли чайки: они сидели совершенно неподвижно и смотрели в океан. Я заинтересовалась явлением и решила подойти к ним поближе, а когда оглянулась, увидела, что уже все разулись. Более того, дети закатали штаны повыше и носятся по колено в воде. Так что ничего удивительного, что на поверку (когда уже стали собираться ехать дальше) оказалось, что штаны у всех совершенно мокрые. Ну знаете ли, сказала я строго, если мы будем каждый раз возвращаться, так мы далеко не уедем, так что извольте сушить штаны на себе. Все оказались согласны.
Пляж, где мы «загорали», украшен голубым флагом Евросоюза, который присуждается за чистоту и качество. В этом месте в океан впадает горная речка, ее хрустальной ледяной водой мы умылись и даже, в порядке эксперимента, сделали несколько глотков. Рядом на парковке – несколько дорожных знаков, в том числе один явно самодельный – перечеркнутая морда овчарки. Едем дальше, видим следующий пляж, возле него другой знак – перечеркнутый спаниель в полный рост. Дети сделали вывод: «На тот пляж нельзя было с овчарками, а на этот – со спаниелями».
Между прочим, на острове Сан-Мигель выведена уникальная порода собак. Ее так и называют – сан-мигельская овчарка. Далекие предки этой собаки были завезены на остров моряками принца Энрике и пять столетий развивались здесь в полной изоляции, сформировав новую породу. У этой собаки круглые уши и редкий дар: она умеет кусать рогатый скот очень низко за ноги, так что совершенно не портит шкуру. Как вы поняли, санмигельская овчарка – это, прежде всего, пастушья собака.
Я видела одну такую. Вернее, я думаю, что видела одну такую. В деревне Сете-Сидадеш, на берегу одноименного озера, точнее, двух озер, соединенных между собой, причем воды одного озера голубые, а другого – зеленые, и совершенно не смешиваются. Что породило прекрасную легенду о пастушке и принцессе, которые друг друга любили, но не могли соединиться и наплакали два озера слез. Так вот прекрасным солнечным днем мы ехали по пустынным улочкам деревни, а посреди улицы лежала собака – белая с рыжими пятнами. Собака никак не желала уходить с дороги, так что нам пришлось ее просто объехать. Так вот я и думаю, что это, наверное, была как раз сан-мигельская овчарка, хотя я и не рассмотрела как следует ее уши, а тем более ее редкий дар (кусать скотину очень низко за ноги).
Я так думаю, потому что очень уж по-хозяйски развалилась она на асфальте, всем своим видом как бы говоря: мол, дорогуша, из нас двоих только я здесь сан-мигельская. Она как будто знала, что является представителем очень редкой породы. По редкости – на втором месте в мире.
Продолжение следует
***
фото: вид на побережье с мирадора Калура; на улице городка Рибейра-Гранде; чайки на черном песке пляжа Агуа д’Альто.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта