X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Человеческие тайны Человеческие восковых персон

На первый взгляд выставочный зал музея-усадьбы Колокольниковых многолюден. Вот только некоторые из посетителей словно пришли на костюмированный бал: пестрят камзолы и парадные платья разных эпох.
И только внимательно приглядевшись, понимаешь, что людей в зале почти нет, а большую часть пространства занимают фигуры из воска.
Вообще привезенная из Санкт-Петербурга выставка восковых фигур «Тайны Империи», которая открылась 6 апреля, довольно необычна. Восковые люди не выглядят статичными, скорее наоборот – они словно двигаются. Дело в том, что каждый из экспонатов формирует небольшой сюжет, а вся выставка представляет собой спектакль, словно собранный из отдельных, не связанных между собою мизансцен.
Выставка даже сама обеспечила себе своеобразную охрану – у входа в зал, перед трехметровой фигурой омоновца (тоже восковой), замирает почти каждый посетитель. Символ силы конца XX века благодаря своим гиперболизированным размерам вызывает и недоумение, и некоторую тревогу. Охраняет, одним словом.
Не знаю, доводилось ли Федору Достоевскому и Николаю Некрасову при жизни сиживать вместе за карточными партиями. Но сюжетная мини-постановка с участием их персонажей вызывает в памяти воспоминания о том, что почти у каждого литературного деятеля России была своя вредная привычка. А вот встреча княжны Таракановой и графа Орлова в тюремной камере – сюжет вполне правдивый. Зато Троцкий, протягивающий Ленину номер газеты «Гостиный двор», – уже историческая фантастика.
Центральное место экспозиции по праву занимает массивная фигура императрицы Анны Иоанновны в окружении лакеев и придворных лилипутов. Впрочем, зрителей, как правило, больше занимает не царица в пышных нарядах, а маленькие человечки с музыкальными инструментами, что собрались у ее ног. Подобные диковинки пользуются популярностью и сегодня.
Большеголовый Петр I поучает двухметрового царевича Алексея, а может, рассказывает ему о том, как в России появились восковые персоны. Первая из них, кстати, изображала самого Петра и могла двигаться при помощи потайного механизма: неживой царь вставал и бил тростью в пол…
Выставки восковых фигур просуществовали в России вплоть до Октябрьской революции, но после нее это искусство было объявлено «буржуазным» и на 70 лет исчезло. Только в 1988 году ленинградским художникам-энтузиастам удалось возродить подобные выставки, которых на сегодняшний день около ста. Все они передвижные и состоят не менее чем из 25 персонажей.
Сегодня на изготовление одной персоны уходит от одного месяца до полугода: по фотографиям и портретам тщательно воссоздаются черты лица, особенности фигуры и одежды. На самом деле, название «восковая фигура» довольно условно. Из воска изготавливаются только видимые части тела. Все остальное – это металлическая основа, на которую нанизываются, словно бусины, мелкие детали (большинство состоит из ткани).
Над каждым экспонатом трудится большой коллектив научных сотрудников, скульпторов, гримеров, художников, костюмеров – всего около 50 человек. Итог: настоящая, кажущаяся живой и даже динамичной история в лицах, ее значимые события и малоизвестные эпизоды, которые день за днем разыгрывают на импровизированной сцене восковые особы.
Выставка будет работать в нашем музее в течение двух месяцев, а потом на все лето отправится в Нижний Новгород. Еще есть время, чтобы посмотреть в лицо историческим персонажам и обсудить, действительно ли Наполеон был таким худым, а Иван Грозный – печальным.
***
фото: вверху – грозный царь Петр (кто прогневал?); Федор Достоевский не пишет «Преступление и наказание», а играет в карты.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта