Нужно сцепление? Спросите «Тюмень»
Наверное, это покажется невероятным, но вот уже на протяжении последних 20 лет родиной сцеплений считается Тюмень. Не верите? Зайдите в любой автомобильный салон в любом городе России и просто попросите показать вам «Тюмень». Товар, полагаю, вам немедленно представят.
А производят его на единственном в России предприятии, специализирующемся на изготовлении узлов сцепления.
«В стенах моторного завода сцепления делают уже 40 лет, – говорит генеральный директор ООО «Завод сцеплений» Максим Доротов. – А все начиналось с легендарного «москвича». Моторный был единственным в стране поставщиком дисков сцепления на «москвич412»… Как отдельная структурная единица предприятие существует три года и сегодня выпускает 14 типов сцеплений ко всем отечественным легковым автомобилям, а также является поставщиком для «КамАЗа». Рынок сбыта – вся Россия, страны СНГ, Иран, Латинская Америка. Недавно осуществили поставки в Чехию. В год изготовляем порядка 300-350 тысяч штук. Самый популярный вид продукции, востребованный на данный момент, – сцепление на «волгу» и «газель».
В целях защиты от подделок с 2004 года внедрили лазерную маркировку узлов, которая включает в себя изображение товарного знака, наименование завода-изготовителя и т. д.».
… Увидеть процесс производства знаменитых тюменских узлов сцепления нам предстояло уже вскоре, когда посетили участок сборки.
Слесарь-сборщик Надежда Казанцева управлялась с каждым изделием, демонстрируя удивительные быстроту и ловкость. Оказалось, сам узел собирается из трех составляющих – кожуха, литейной заготовки и диафрагменной пружины. Пружина вкладывается в кожух, сверху устанавливается литейная заготовка – и готово.
Перед тем, как отправиться к потребителю, изделие ждут всевозможные испытания. И в этом у завода есть одно существенное преимущество перед конкурентами.
«Сейчас в России многие производители подобной продукции производят балансировку своих изделий в динамике, – говорит Доротов. – А у нас это происходит в статике, на стендовом оборудовании, аналога которому в России, в принципе, не существует».
Уникальные стенды являются своеобразным ноу-хау предприятия, а разработкой их занимается одно из подразделений завода – бюро наладки. Легенда бюро – Владимир Александрович Чернопазов – фрезеровщик, токарь, слесарь и мастер на все руки. Именно он вместе с конструктором Владимиром Грациановым соорудил все эти испытательные стенды.
Чернопазов работает тут с 1968 года. И с тех пор его жизнь связана с родным предприятием. Здесь он встретил свою любовь, которая работала на складе готовых деталей. Здесь работал и его сын, решивший пойти по стопам отца. Здесь же Владимир Александрович создал оригинальную модель действующего шестиколесного трактора.
«Тогда направление было одно: «Давайте что-нибудь сделаем для сельского хозяйства», – вспоминает Чернопазов. – Вот как раз под эту тему мы и разрабатывали трактор. В то время директором завода был Геннадий Иванович Райков, работа велась под его руководством. Трактор предназначался в основном для использования на подворье. Имел высокую проходимость, мог разворачиваться, как БТР, на месте, пройти по любому болоту. Можно было установить на него плуг, боронилку, насос, даже снегоуборочную установку… Такая мелкая механизация пользовалась очень высоким спросом, а потом, в перестроечные времена, вдруг все как-то разом заглохло…»
«Такие люди, как Владимир Александрович, для нашего предприятия на вес золота, – признается Максим Доротов. – Это тот самый костяк, на котором и держится наше предприятие. И именно эти люди делают его историю».
***
фото: Надежда Казанцева; образец продукции завода; Владимир Чернопазов.