Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

173 евро за ущерб

В 1995 году Азорские острова получили премию Европейского союза за сохранение первозданной природы и развитие экологического туризма. Я не знаю точно, что такое экологический туризм, но думаю, это нечто вроде того, чем мы и занимались десять дней на острове Сан-Мигель.
Согласно справочникам, экологический туризм предполагает прежде всего пешие или велосипедные (для совсем уж эстетов – конные) прогулки. Действительно, Азорские острова словно созданы для такого времяпрепровождения. Здесь на каждом шагу: а) красивые виды; б) оборудованные площадки для пикников. Причем оборудованные не только столами и скамейками, но и мангалом, водопроводом и запасом дров.
Любителям архитектурных красот и исторических памятников тут делать практически нечего. Местные достопримечательности главным образом растительного свойства. На туристических картах острова Сан-Мигель попадаются довольно-таки странные условные обозначения. Например, кое-где нарисован ананас. Это значит, что неподалеку находятся фермы, где выращивают ананасы.
Некоторые думают, что ананасы растут на деревьях. Это в корне неверно.
Посмотреть на самые северные в мире ананасы мы приехали в городок Вила Франка ду Кампу. На окраине городка – промзона, там мы нашли целый склад ананасов, правда, уже упакованных в большие картонные коробки. Руководящего вида мужик, узнав, что мы хотим, показал на грузовик: следуйте за ним. По узким путаным улицам грузовик привез нас к теплицам. Нам навстречу вышел невысокий человек в грязных-прегрязных штанах и клетчатой рубахе, немного косоглазый и совсем не говорящий по-английски. Жестами он пригласил нас войти в одну из теплиц, ловко выдернул из земли молодой зеленый кустик и что-то торжествующе промычал. «Вот так ананасы сажают», – не совсем корректно перевела я детям. В следующей теплице мы увидели уже подросшие кусты, в третьей – посредине каждого куста торчали вполне созревшие плоды. В том, что они действительно созревшие, наш молчаливый гид нам дал возможность убедиться. Он вытащил из голенища сапога длинный нож, срубил небольшой ананасик, несколькими точными взмахами очистил и разрезал на несколько кусков. Затем он вытер нож о штаны и снова сунул его в сапог. Стараясь не думать о кишечных инфекциях, мы все же были вынуждены признать, что таких сладких и спелых ананасов мы еще не пробовали. «Мануэль, мы хотели бы купить несколько ананасов», – сказали мы нашему экскурсоводу несколько раз, но ничего не вышло. Мануэль, используя несколько интернациональных слов, сказал, что здесь ананасы очень дешевые, всего 1 евро за штуку, а вот в магазине они стоят 3-4 евро за штуку, и тоже повторил это несколько раз. Однако на прощание он все-таки вручил нам еще один фрукт, и мы вернулись к машине, неся ананас, как диковинный цветок на длинной ножке. зоры – рай для начинающих ботаников. Каждый клочок местной земли завоеван каким-нибудь растением.
Некоторые члены нашей семьи то и дело норовили выдрать с корнем какое-нибудь диковинное почвопокровное растение, чтобы увезти его домой и попытаться высадить на дачном участке. Приходилось удерживать их от соблазна (а флору Азорских островов – от разорения) напоминаниями о санитарном контроле, который может нас ожидать в аэропорту. Правда, Т.С. ухитрилась все-таки выкопать одну голубую гортензию, мотивировав свой поступок тем, что, мол, эти гортензии растут по обочинам дорог как сорняки (и это правда). Но я все равно укоризненно на нее посматривала, пока в одном из заповедных мест мы не повстречали небольшую группу пенсионеров, и я не увидела своими глазами, как шедшая последней пожилая японка вдруг наклонилась и выдернула с корнем какое-то, по всему видно, почвопокровное растение. Она бережно завернула трофей в платочек и бодро посеменила за товарищами. Больше я к Т.С. не приставала. Кстати, голубая гортензия теперь растет в горшке у нее на окошке и чувствует себя прекрасно. Немного скучает разве что по Азорским островам. Я ее понимаю, я тоже по ним немного скучаю.
Кое-где на острове сохранились и реликтовые леса. Мшистые сумрачные чащи, как нельзя лучше подходящие для съемок фильма ужасов.
Да, Азорские острова действительно будто созданы для экологического туризма. Правда, все туристы, которых мы встречали на острове Сан-Мигель, передвигались исключительно на арендованных автомобилях.
Мы тоже взяли напрокат машину и катались по острову вдоль и поперек. Особенно быстро получалось поперек. Потому в поперечнике остров составляет всего 14 километров.
Однако семиместный «форд гэлакси» оказался не самым подходящим автомобилем. Дороги на острове слишком уж узкие. Особенно в населенных пунктах. Тем более там, как и в континентальной Португалии, разрешено парковаться на проезжей части (а больше-то и негде). Так что остается место только-только для проезда одного автомобиля. Приходится уступать друг другу дорогу. Правда, однажды в одном таком узком месте случилась пробка. Представьте, узкая улица, с поворотом спускающаяся к морю, наполовину запаркована транспортом. Сверху едут пять автомобилей, в том числе и наш, снизу поднимаются три, и вот они упираются друг в друга и водители начинают орать друг на друга. Ничего не понятно, потому что орут по-португальски, но интересно! Согласно ПДД, те, что на спуске, должны уступить дорогу, но им для этого надо сдать назад, то есть ехать в гору задним ходом. И к тому же нас больше. В общем, сила победила, и «нижние» дружно попятились, открывая нам проезд.
А в другой раз, протискиваясь по кривой улице городка Моштейруш, мы зацепили кого-то правым зеркалом. Это нас не огорчило, потому что зеркало уже было поцарапано кем-то до нас. От себя мы добавили небольшую вмятину на заднем бампере. Служащий прокатной конторы, принимая у нас ключи от автомобиля и придирчиво осмотрев его со всех сторон, описал повреждение и протянул мне лист бумаги – мол, пишите объяснительную. В задумчивости я уставилась в стол. И причина моих затруднений была не в том, что я так плохо пишу по-английски. Просто я не имею понятия, где и что мы задели задним бампером. У меня была версия – что это случилось, когда мы поехали смотреть заповедник азалий, а оказалось, что он не работает, выходной. Пока мы, вытягивая шеи, топтались у закрытых ворот, подъехали еще одни экологические туристы на автомобильчике. Увидев, что закрыто, они зачем-то поехали по грунтовой дорожке, идущей вдоль ограды парка. Наверное, надеялись, что найдут еще одни ворота, не так безнадежно запертые. Ну, и мы потащились следом (никто ведь не любит поворачивать назад). Проехали пару километров, никаких лазеек в заборе, только дорога стала еще уже и каменистее. Тем, что впереди нас, хорошо – у них «Ниссан микра», а мы уже еле проходим. Нашли небольшое уширение и очень вовремя поняли: Бог с ними, с этими азалиями! Во дворе нашего бунгало полно азалий! Красные, розовые, белые, и все цветут. Пожалуй, надо разворачиваться назад. Вот тут-то, я думаю, мы и попортили немного бампер. Однако не все участники нашей экспедиции со мной согласны. У них другие версии.
Так что я решительно не понимала, что я должна написать на листочке, лежащем передо мной на стойке прокатной конторы. Долго думать нельзя (самолет мог улететь без нас), и я размашисто (чтобы занять побольше места на бумаге) начертала: «Это мы припарковались около камня». Оставив служащему этот шедевр, а также 173 евро компенсации за нанесенный ущерб, мы покинули прекрасный остров Сан-Мигель…
Взлетно-посадочная полоса аэродрома идет вдоль океана. Над ней, на обрыве, стоит двухэтажный заброшенный дом, а возле него растет огромное раскидистое дерево. Очень романтическое место: внизу океан, а мимо пролетают самолеты. На доме ржавая табличка: «Vende» (продается). Не думаю, что дорого. Таких домов много на острове. Видимо, хозяева умерли или уехали, а в местном климате дом без хозяина быстро приходит в упадок.
Популярность экологического туризма год от года растет. По некоторым данным, примерно пятая часть всех туристических поездок укладывается в рамки концепции экологического туризма. В мире, конечно, а не в России, где каждый пятый выехавший отдыхать за рубеж россиянин направляется в Турцию. С другой стороны, увеличение турпотока несет реальную угрозу экологии. Вспомним хотя бы пожилую японку с ее почвопокровной добычей.
Поэтому, если вам вдруг показалось, что в моих словах про Турцию прозвучал какой-то сарказм, я беру свои слова назад! Ведь пока полтора миллиона россиян (не считая немцев и разных прочих шведов) нежатся на пляжах Анталии или Бодрума, Азорским островам ничего не угрожает.
И если вам вдруг показалось, что я как-то рекламирую Азоры, то я тоже беру свои слова назад…
Теперь, кажется, моя совесть чиста. Я, кажется, никак не навредила экологии маленьких зеленых островков в Атлантическом океане.
Одна голубая гортензия – не в счет.
***
фото: озеро Фурнаш; лес на Утином озере; азалии во дворе нашего бунгало; так растут ананасы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта