Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Вкусно, да не чудесно

Сказка для самых маленьких, «Колобок», пополнила репертуар Тюменского театра кукол. Не волнуйтесь, мои маленькие, Колобка не съедят.
До встречи с Лисой спектакль следует первоисточнику. Но Лиса не успеет съесть героя, ее напугает Петух, возвестивший криком утреннюю зарю.
Это третий «Колобок» режиссера Сергея Кузина. Первый был здесь же, в тюменском театре, двадцать пять лет назад. Второй – в курганском «Гулливере». В первой версии, под названием «Старая сказка», главный герой все-таки погибал. Публика очень расстраивалась. Администраторы не любили этот спектакль, он «плохо продавался».
По прошествии четверти века Кузин понял, что был не прав, что расстраивать зрителей нельзя. Разрешается немножко попугать, для остроты удовольствия. Но тут же надо обрадовать.
Нового «Колобка» кроили по лекалу «Маши и Медведя», давней кузинской постановки. «Маша» была и остается малышовым хитом. Спектакль короткий, сюжет стройный, песни веселые. Детям нравятся большие куклы с гигантскими головами (это актеры в масках и костюмах).
До сих пор никому, и самому Кузину тоже, не удавалось повторить успех «Маши» в категории «для самых маленьких». Вроде бы все просто, слагаемые известны, но результат получался не такой, на какой рассчитывали.
Возможно, не хватало элемента случайности, благодаря которой появилась «Маша».
Был у «Маши» другой режиссер. К репетициям он не приступил. Не помню, по какой причине расстроилась договоренность между постановщиком и театром. Суть в том, что материальная часть уже была готова, театр изрядно потратился, и Сергею Кузину, тогда главному режиссеру «кукол», пришлось доделывать чужую работу.
Про такие ситуации говорят: не было счастья, да несчастье помогло.
(Наша «Маша» оказалась хороша не только с точки зрения окупаемости. Ростовые куклы пошли в народ. Без них не обходится ни одно театрализованное представление, они украшают церемонию открытия и закрытия сезонов, фестивалей. Подрабатывают на стороне. У «Машиных» кукол большое преимущество перед другими подобными: они могут петь частушки, а это и задорно, и патриотично, и всегда к месту).
«Колобка» слепили грамотно. Случайность не примешалась.
Звучит русская народная музыка в исполнении дуэта «Лад», кукарекает петух, голос сказочницы, заслуженной артистки России Ирины Кузиной, начинает повествование. Жили-были дед да баба.
Дед такой, какого ожидаешь увидеть. И Баба такая. Вышли, поплясали. По слову сказочницы Баба наскребла, намела муки, замесила тесто… Дальше знаете.
Персонажи выходят на сцену, аккуратно чередуясь. Один справа, другой слева, третий справа, четвертый слева – и так до финала, без сбоев. Люди выходят из-за плетня, звери – из-за елок. Колобок отовсюду выходит. Это не случайно, он потом покатится по всему миру, он вездесущий.
Появлению каждого персонажа предшествует кукольная интермедия. Из-за ширмы выскочила птица, спела, спряталась, и вышел Заяц. Выскочили лягушки, поплясали, спрятались, и вышел Волк. Вылетели пчелы. Медведь полез в улей, затем бегал по сцене, смешно отмахиваясь от пчелы.
Наступила ночь. Закаркала ворона. Непонятно, почему она не спит, но понятно, что приблизился самый страшный момент. Ночь и карканье ассоциируются с кладбищем, со смертью. Человек образованный (если его еще не убаюкала сказочка, или если ворона его разбудила) вспомнит сакральный смысл, связанный с обрядом инициации. Ведь тут все не просто, хотя с виду просто. Тут старинная история с глубокими корнями. Такие пласты за корнями поднимутся! Земля перевернется.
Могла бы перевернуться. Но нет. «Колобок» просчитан до мелочей, рациональный насквозь. Ни намека на волшебство. В нашем театре кукол, к сожалению, исключительно редко случается волшебство. Не в том дело, что «Колобок» не относится к разряду волшебных сказок. Я говорю о чудесах сугубо театральных. Не знаю, как их совершают, но спутать их с чем-то другим невозможно. Чудеса отзываются радостью. Трезвый расчет рождает только скуку.
Малыши тоже рискуют заскучать. Надеюсь, однако, что такого не произойдет, и у «Колобка» впереди долгая сценическая дорога.
Некоторые фрагменты спектакля приятно удивляют. Кроме того, приятно, что он короткий.
У Волка и Медведя интересные костюмы, в которые, видимо, выплеснулась фантазия художника Сергея Перепелкина, во многом ограниченная заданными параметрами. Сергей Кузин остроумно решил эпизод с Лисой: она гипнотизирует Колобка. Молодые актеры Алексей Усов (Волк) и Владимир Кузьмин (Медведь) резвятся активнее, чем старшие товарищи, хотя тоже в узких рамках.
Заметно, что спектакль создали крепкие ремесленники. Форма радиосказки с иллюстрациями (спектакль идет под фонограмму) требует от актеров, звукорежиссера и осветителя четко скоординированных действий. Так они и действуют. Заведующая художественно-постановочной частью Людмила Бакланова и ее подчиненные позаботились даже о мелочах, которые для публики не очевидны, а для исполнителей очень важны.
Особое достоинство «Колобка» в том, что он вывел на сцену новых артистов, студентов Сергея и Ирины Кузиных. Студенты играют во втором составе. Некоторые записались для фонограммы. Например, главный герой говорит голосом Яны Швеиной. Кажется, что голос у Яны солнечный и румяный, как колобок.
***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта