Громкая слава тихого города
Тюменский драматический театр получил три награды за спектакль «Семеро святых из деревни Брюхо» на фестивале «Ирбитские подмостки». Жюри отметило сценографию Ирэны Ярутис, музыкальное оформление Олега Яшина и работу актрисы Ольги Игониной («Лучшая роль второго плана»).
«Ирбитские подмостки» мало известны в театральном мире. Этот фестиваль нельзя назвать знаменитым, престижным. Человек несведущий сочтет победу на таком фестивале сомнительной. Однако у тюменского спектакля были серьезные соперники.
Мы-то с вами, разумеется, живем в большом городе, в центре мировой культуры и цивилизации. А что такое город Ирбит?
Тюменские участники «Подмостков» побывали там впервые и задержались только на один день, в отличие от многих других участников. Видели облупленные стены, полуразрушенные дома, пустырь на центральной площади и пешеходные дорожки, заросшие сорняком. Пообедали в столовой «N 5», вспомнили голодную молодость.
Они не успели узнать, почувствовать уникальность Ирбита.
Любой район можно назвать памятником истории. В старейшей части застройки – сплошь восемнадцатый век. В Ирбитскую слободу стекались богатства со всего света, ирбитская ярмарка была второй по величине в России. Позднее город приобрел славу мотоциклетной столицы: здесь выпускали «Урал», здесь тренировались чемпионы по мотоспорту, здесь установлены рекорды, занесенные в Книгу рекордов Гиннесса.
Коллекция гравюр, собранная в музее изобразительных искусств, прибавляет городу славы. У музея два великолепных здания, третье реставрируется.
Население чуть больше сорока тысяч, в театре за сезон бывает двадцать тысяч! Любой прохожий скажет, где расположен театр, как добраться до музея на улице Елизарьевых или на улице Володарского, в историко-этнографический музей, в музей мотоциклов, в художественную школу. Наблюдая ирбитчан, вслушиваясь в разговоры, обнаруживая между старыми и новыми знакомцами связи разной степени прочности, я понимала, что это город давно обжитый и спокойный.
Николай Коляда, привозивший на фестиваль свой театр со спектаклем «Старая зайчиха», написал, что Ирбит угасает. Но Коляда скор на приговор.
Экстерьер у театра красивый, благородный. Интерьер удручает. Занавес старый, сиденья из прошлого века, в служебных помещениях можно снимать триллер. При всем при том здание городской администрации выглядит скромнее здания театра.
Начальник комитета по культуре смотрел все спектакли и присутствовал на критических разборах; зам главы города, он же председатель оргкомитета фестиваля, тоже часто бывал в театре, задавал вопросы наряду с журналистами на итоговой пресс-конференции – было видно, что ему интересно все, до мелочей. Глаза горели.
Публика странная. С одной стороны, всеядная. С другой стороны, разборчивая.
«Хозяйку гостиницы» тобольского драмтеатра, принятую дома и в Тюмени очень тепло, ирбитчане смотрели вдумчиво, сдержанно, не хохотали над шутками, не откликались на клоунские эскапады. Хвалили Ирину Тутулову, исполнившую в тюменском спектакле роль блаженной Дуси. Одна из зрительниц подошла ко мне после закрытия фестиваля, просила передать Тутуловой цветок. (Многие зрители приносили в театр цветы, дарили полюбившимся актерам).
Публика терпеливо высидела интеллектуальную комедию «АРТ» театра «Волхонка». Одна зрительница рассказывала подруге: «Ох, тяжелый спектакль! Вынесли картинку и спорили об этой картинке полтора часа!» По мнению другой зрительницы, «АРТ» – лучший спектакль.
Ирбитчане безропотно снесли скуку «Униженных и оскорбленных» нижнетагильского молодежного театра. Восторженно встретили грустную «Красавицу из Линэна» и мрачный «Череп из Коннемары» пермского театра «У моста». (Зря говорят, что русская публика не любит и никогда не полюбит ирландца МакДонаха, автора представленных пьес).
Постановщик «Красавицы» и «Черепа» Сергей Федотов получил приз «За лучшую режиссуру». Лучший спектакль – «Лавина» курганского театра драмы. Исполнители главных ролей в «Лавине» тоже получили призы. Эту постановку мы видели в Тюмени в прошлом году на фестивале «Золотой Конек».