Просто Мария
Фотографии XIX — начала XX веков справедливо считаются произведениями искусства.
Четкие снимки на плотной и твердой основе, сделанные с негативов с добавлением серебра, донесли до наших дней облик многих жителей дореволюционной Тюмени.
В большинстве случаев эти семейные и личные портреты по сей день остаются безымянными. Однако бывают и счастливые исключения…
28 января 1999 года в нашей газете появилась репродукция снимка неизвестной семьи в качестве иллюстрации к рассказу о выставке редких фотографий в «Доме-музее Николая Машарова». На фото начала прошлого века мужчина в мундире чиновника, его жена и двое маленьких детей напряженно замерли перед объективом в ожидании «вылета чудесной птички». Птичка-то вылетела, но имена и фамилии тюменцев, сфотографировавшихся в 1904 году, стали известны лишь в июне 2007-го.
Старинная фотография неожиданно «заговорила» в минувшую среду после посещения нашей редакции Нелли Кружалиной.
«Маленькая девочка на фотографии, помещенной в «Тюменском курьере» восемь лет назад, -это Мария Васильевна Коробкова, в девичестве Рождественская (1900-1973). Она доводится бабушкой моему покойному мужу Льву Константиновичу», — рассказала Нелли Сергеевна.
«Я долгое время не решалась рассказать о судьбе этой женщины. О непролетарском происхождении своих родственников помалкивали и не рассказывают даже сегодня многие люди среднего и старшего возраста. Советское воспитание сказывается. Я вот думала, думала и решилась…»
По словам Нелли Сергеевны, глава семейства Василий Рождественский служил связистом шестого разряда на тюменском телеграфе. Его жена Александра Никифоровна Кайгородова происходила из семьи купеческих приказчиков. До 1907 года Рождественские жили в Тюмени. Затем отца Марии перевели для налаживания телеграфной связи с Тюменью и Тобольском в село Покровское.
В 1909-м родители Марии развелись, и она с мамой вернулась в Тюмень. Ее мать прожила до 1947 года. Василий Рождественский остался в Покровском, его дальнейшая судьба неизвестна. Маленькая девочка выросла. В семье нашей гостьи сохранилась ее фотография. Она датирована 19 мая 1917 года.
В 1923-м Мария вышла замуж за Ивана Федоровича Коробкова и родила ему двух сыновей-погодков. Анатолий родился в 1925-м, а Леонид — через год. Оба сына Марии Васильевны пропали без вести в годы Великой Отечественной. Всю оставшуюся жизнь дочь телеграфиста-чиновника пыталась отыскать следы своих детей, исчезнувших на полях сражений.
«До середины 1950-х Мария Коробкова работала на городском почтамте, размещавшемся в то время на улице Красина. Ушла на пенсию по инвалидности в 1956-м. Вплоть до своей кончины в январе 1973 года она помогала мне воспитывать детей -своих правнуков… Вот простая и по-своему значительная судьба женщины, вместившая в себя и революцию, и войну», — закончила рассказ о своей родственнице гостья нашей редакции.
Кстати, лишь в начале XXI века из документов Центрального архива Министерства обороны стало известно, что младший сын Марии Васильевны Леонид Коробков 7 апреля 1945 года был награжден орденом Славы. Он погиб за несколько дней до Победы. Имена обоих сыновей увековечены на стеле возле ДК «Геолог». Однако об этом Мария Васильевна, к сожалению, так и не узнала…
***
фото: Мария Коробкова, май 1917 года.