X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Подарок для любимого

Достаточно вспомнить строки блоковской «Незнакомки», чтобы представить женщину эпохи модерн — заткана в «упругие шелка», томно взирающая из-под «шляпы с траурными перьями», дышащая духами и туманами, а заодно винно-табачным воздухом ресторана.

В это время статус и общественное положение женщины резко меняется. Появились владелицы промышленных заведений: днем их пальчики лихо щелкали счетами, а вечером изящно держали сигарету. Писательницы, художницы, меценатки грезили новым женским типом — несколько литературным, драматическим, что отражалось в костюме, аксессуарах и прочих дамских мелочах.

Мода на курение привела к широкому распространению портсигаров, которые декорировались в разных стилях и технике, не ограничиваясь в выборе сюжетов, форм и цветовой палитры. Психеи, офелии или медузы горгоны, экзотические цветы, драконы и змеи — все кристаллизовало вокруг женщины миф или сказку, сообщало ей ореол таинственности и магического очарования.

Портсигар, подаренный миссис Кеппел своему возлюбленному королю Эдуарду VII и позже украшавший королевскую коллекцию, представляет собой достойный дар для королевской любви. Синий цвет эмали — цвет птицы счастья, мечты, небесных далей, непостижимых, как сама любовь. А бриллиантовая змейка, обвивающая створки и кусающая свой хвост — не просто символ бесконечности бытия, но и намек на женскую мудрость, изящество и коварный сладкий яд любви.

На сегодняшний день это одна из лучших работ Фаберже.

Отчасти мода нюхать табак на ассамблеях Петра I была продиктована необходимостью — только щепоть крепкого аромата могла перебить запах потного тела и исподнего белья. А сами табакерки из простого бытового предмета превратились в показатель материального статуса и общественного положения своего владельца.

Портсигары также стали неотъемлемой частью вечернего туалета представителей высшего общества дореволюционной России, каждый выбирал для себя на вкус и цвет. Каталоги готовых изделий и эскизов 1910-1913 гг. включают до 149 различных дизайнов. Здесь и мода на работы французских златокузнецов XVIII века — четыре цвета вместе — платина, желтое, красное и зеленое золото, различные сочетания чеканки, гравировки, инкрустации.

При работе с металлом Фаберже достиг такого технического уровня, который и сегодня остается пределом мечтаний и объектом зависти многих ювелиров. Eго портсигары знамениты своей элегантностью, их шарниры невидимы, крепления плотно держат крышку, замки прячутся за камнями-кабошонами, а золото и серебро спаяны так, что глаз не различает граней.

Не экономил мастер и на количестве и качестве драгметаллов, его серебро можно различить даже по весу — почти чистое, без примесей. На украшение одной модели уходило порядка двух месяцев, поэтому и цена вещей была высокой. Но ничто не сравнится с их художественной ценностью, только возрастающей со временем. Даже имена его клиентов принадлежат истории — это не только царская семья, но и известнейшая балерина Кшесинская, заказавшая в золоте факсимиле на портсигар почитателю ее таланта, или Лузарш д’Азей, собравший у себя 18 портсигаров, выполненных Фаберже, с арабскими надписями или восточной символикой.

Характерная черта — Фаберже не ограничивался благородными металлами, создавая свои портсигары. Полированное дерево, нефрит, украшенные легкими завитками, радовали своей легкостью руку, а красотой — глаза хозяина, заключая в себе суть творческого кредо: главное — не количество вложенных средств, а радость, которую получаешь от общения с миром Фаберже.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта