Не выплеснуть бы с водой и ребенка
Дошколятам принято сочувствовать: первое сентября — конец беззаботной поры. Но в последние годы все больше хочется пожалеть родителей. Всю прелесть нового этапа жизни своего ребенка они испытывают сполна. К прочим экзаменам (поиск школы, обход врачей…) прибавились и другие — соответствие критериям той или иной школы.
На днях в редакцию пришла расстроенная мама. Eе девочка не прошла тестирование в 21-й гимназии. Причем возмущение женщины больше связано не с тем, что преподаватели неверно оценили знания ребенка (тестирование, в том числе при поступлении в школу,. — отдельная тема, дискуссионная). Мама хотела узнать, на каком основании с нее требовали справку с места работы? Не является ли социальный статус родителя, а точнее, толщина его кошелька, основным критерием для зачисления ребенка в гимназию?
Заявление о приеме в школу, копия свидетельства о рождении, медицинская справка — вот перечень необходимых документов при поступлении в первый класс. Это правило распространяется на все обычные (назовем их так) школы. В образовательных учреждениях с профильными классами проводят собеседование, после которого детей определяют кого — в профильный (продвинутый) класс, кого — в обычный. Тестирование, как объяснили в городском управлении по образованию, разрешено только в гимназиях.
В гимназиях по месту жительства итоги тестирования тоже не играют никакой роли, ребенка обязаны принять. Но в нашем городе есть несколько гимназий (5, 21, 83, 86), не имеющих закрепленной территории, здесь могут учиться дети из любого района города. И администрации дается право проводить тестирование, конкурсный отбор. Фактически такие образовательные учреждения имеют свои правила поступления, иногда эти правила оказываются неписаными.
Примером неписаного критерия можно назвать и справку с места работы родителей, которую требуют в 21-й гимназии. Директор Виктория Ушакова не согласна с таким определением, справка — не критерий, «самое главное — подготовка ребенка» (тогда непонятно, почему в гимназии не проводится независимое тестирование?). Так для чего же тогда? Как объяснила Виктория Михайловна, чтобы знать, смогут ли родители помочь ребенку в учебе, ведь требования в гимназии на порядок выше, чем в обычной школе, здесь учиться труднее. А если первоклашке вовремя не помочь, он будет испытывать психологический дискомфорт. «Ведь мы не требуем указывать в справке размер зарплаты», — объясняет директор.
Понятно, но только одно — администрация гимназии заботится о своих будущих учениках. Непонятно другое — как по занимаемой должности можно определить интеллектуальный уровень пап и мам, тем более в нашей стране, когда образование и должность не всегда находятся в прямо пропорциональной зависимости. Не лучше ли тогда требовать диплом об образовании? Или проводить тест еще и для родителей? И вообще, при чем тут родители? Поговорка «яблоко от яблони недалеко падает» не всегда уместна.
Не берусь оценивать выбранный администрацией 21-й гимназии критерий, но если таковой существует, не лучше ли объявить об этом официально? Сказать прямо, что в городе есть учебные заведения, которые выбирают учеников по собственному усмотрению. И не всегда это уровень знаний, лучше — размер кошелька, или размер первоначального взноса, или степень участия в общественной жизни школы, или… Чтобы родители знали обо всем достоверно (а не по слухам), соразмеряли свои возможности с требованиями администрации и избегали неловких ситуаций.
…Во время разговора моя собеседница все беспокоилась, что после таких походов ребенок (не ее конкретно, а вообще) может навсегда потерять интерес к школе, не поняв интересов взрослых…