X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Теплый склад -лучший памятник жертвам репрессий?

В октябре исполняется пять лет, как на улице Полевой, где в конце 30-х годов сталинские палачи тайком хоронили тела расстрелянных, стоит памятник жертвам большого террора. Не исключено, что к этому времени рядом с ним появится еще один объект столь же важного политического значения. Фирма «Зодчий», которой руководит Николай Ростовщиков, воздвигает на месте захоронений склад-арочник.

Памятник, к которому дважды в год — 5 мая и 30 октября — собираются потомки репрессированных, воздвигнут усилиями одного банка, одного университета и одной редакции. Хотя по соседству стоял и дымил еще асфальтовый завод, и вырабатывал свою продукцию деревообделочный цех Горремстройтреста. Асфальтовое чудище благополучно скончалось. Горремстройтрест или его наследники отделились от площадки, где стоит памятник, высоким забором. Неизвестно чьи гаражи исчезли в неизвестном же направлении, и стала возможной давняя идея -разбить на этом месте парк в память о тех, кто был убит безо всякой вины, тайно, злодейски. Их больше двух тысяч. И думалось, что каждый, кого коснулось это горе, сможет посадить на улице Полевой дерево. Деревья живут дольше людей, и память будет жить долго. Чтобы не повторились преступления.

Городские власти на всех уровнях горячо поддерживали эту идею. Более того, было сказано, что организацию этого парка, отвод земли и прочее надо поручить руководству Калининского территориального округа.

Пришла и прошла весна, время посадки деревьев. Площадка в окружении памятника репрессированным забита поддонами с кирпичом, стоит кран, сложены металлические конструкции -каркас будущего арочника. И рабочие охотно докладывают, что все это хозяйство «принадлежит фирме «Зодчий», где руководит Николай Николаевич Ростовщиков».

А Валерий Борисов, начальник территориального управления по Калининскому округу, в телефонном разговоре со мной утверждает, что никому разрешения на строительство не давалось.

И главный архитектор города Валерий Кулачковский подтверждает, что его службы о разрешении на строительство никто не запрашивал. Eстественно, и согласия не было. А стройка между тем движется. И это мимо нее три дня назад промчалась кавалькада руководящих лимузинов во время объезда города. Eхали быстро, видимо, поэтому никто, кроме меня, не обратил внимания на кирпичные запасы на месте предполагаемого мемориального парка.

Я думаю, что после публикации будет либо звонок в редакцию, либо визит ответственных лиц из фирмы «Зодчий». В связи с этим хочу предупредить, что обязательно будет задан вопрос: «В согласии ли с собственной совестью «зодчие» разворачивают строительные работы на костях невинно погибших людей?»

Это им стреляли в затылок в доме НКВД на углу Семакова и Республики. Это их тела везли под покровом ночи на западную окраину Затюменского кладбища. Это их детям и женам врали, что-де живы, но отправлены в дальние лагеря «без права переписки». Это их потомкам позднее выдавали фальшивые документы, что мужья и отцы скончались в этих лагерях от разнообразных болезней. И только более чем через полвека прозвучала правда о трагических этих судьбах. И вот репрессированных еще раз репрессируют, превращая их безымянные могилы в строительную площадку.

Впрочем, в Тюмени — все по-тюменски.

Напротив нынешнего памятника — большое пространство. Когда-то там было старинное Затюменское кладбище. Хоронили купцов. В войну купеческие памятники перевели на флюс в литейке завода «Механик». А потом — стерли его с лица земли, поставили радиомачты. А недавно открыли на бывших могилах автозаправку.

Не исключено, что уже завтра власти возопиют о бездуховности молодежи, будут клеймить беспамятство, скорбеть о падении нравственности. Так отчего не подумать об этом падении сразу с утра, когда бреешься перед зеркалом? Отчего не спросить с себя за допущенное кощунство?

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта