Второстепенных законов не бывает
Отлаженный механизм заседаний областной Думы в среду дал сбой: на обсуждение одной только повестки ушло около часа. Eе пришлось перекраивать, так как одни вопросы вдруг пришлось снимать с обсуждения, другие — ставить. Спикер Сергей Корепанов был недоволен.
К неразберихе, по-моему, привела «разношерстность» предлагаемых для обсуждения тем. Это и поправки к проектам нескольких федеральных законов, и отчет об исполнении областного бюджета за прошлый год и первый квартал этого года, и информация начальника областного ГУВД Валерия Борисова об оперативной обстановке, и обращение пензенских законодателей к президенту и правительству РФ, призывающих обуздать аморальные СМИ, и многое другое.
Депутат Виктор Загорчик напомнил, что в марте областная Дума поддержала своих оренбургских коллег, требующих от правительства РФ отменить так называемую «урановую сделку». Согласно ей тонны российского оружейного урана должны быть вывезены на Запад — якобы для тамошних АЭС. Письменный ответ Минатома облДуме Загорчика не удовлетворил. Сравнив его с данными специалистов из Центра стратегии будущего, Виктор Борисович нашел, что в письме — «открытая ложь». Александр Черепанов предложил не ограничиваться обсуждением, а поддержать обращение Центра стратегии будущего к правительству, в котором предлагаются серьезные кадровые передвижки в Минатоме. Однако большинство депутатов было настроено более миролюбиво. В итоге информацию Загорчика просто приняли к сведению.
Зато депутаты горячо поддержали обращение к председателю правительства Михаилу Касьянову трех своих коллег — Олега Чемезова, Владимира Асеева и Павла Митрофанова (занимающих к тому же высокие посты в органах исполнительной власти). И решили срочно отправить обращение в Москву, так как 24 мая на заседании правительства РФ должна обсуждаться программа развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года. Она предусматривает, в частности, изменение схемы платежей за право пользования недрами. (Бюджет юга потеряет в этом случае примерно 60 процентов доходов, бюджеты округов — примерно 40). Депутаты пишут, что программа «является противоречивым и достаточно спорным документом», что положения программы противоречат Бюджетному кодексу, что реализация новой схемы платежей за право пользования недрами приведет к «росту социальной напряженности в области и автономных округах». И предлагают установить ставку налога по ресурсным платежам в размере 22 процентов, а пропорцию между федеральным и региональным бюджетами — 50 на 50.
Впрочем, нашлось место и для более «домашних» вопросов. Например, во втором чтении приняли депутаты проект областного закона о территориальном общественном самоуправлении. Федеральный закон о ТОСах уже несколько лет «гуляет» в Государственной Думе. Не дожидаясь «уснувших» федеральных законодателей, постоянная комиссия облДумы по социальным вопросам и местному самоуправлению разработала областной закон о ТОСах.
ТОСы существуют в Ишиме, Сургуте, Ялуторовске, других городах. В Тюмени они появились с 1996 года. Сейчас их в городе 25. В стадии регистрации ТОС деревни Воронино, решается вопрос о создании ТОСов поселков РТС, Ново-Рощино, района завода АТЭ. Правовой вакуум приводит к тому, что ТОСы регистрируются по-разному. И четко очерченных полномочий у них нет, что оборачивается зачастую конфликтами с местной властью и коммерческими структурами. Eсли областной закон примут в окончательном чтении без существенных поправок (его еще может опротестовать областная прокуратура), то ТОСы приобретут чисто общественную природу. У них не будет властных полномочий, и деньги на их реализацию ТОСам выделяться не будут. Зато если какой-либо проект представят в городскую Думу не менее чем три ТОСа, депутаты обязаны будут его обсудить.