Тюмень – экспериментальная площадка
Тюмень наряду с Москвой и Санкт-Петербургом стала экспериментальной площадкой, где для всех регионов России отрабатываются основные направления национального проекта «Образование». Как это получилось, рассказывает начальник городского управления по образованию Вера Соловьева:
– Когда в стране объявили о национальном проекте, у нас уже были существенные наработки по двум из восьми приоритетных направлений.
Так, еще в 2004 году мы начали внедрять систему подушевого финансирования школ. Что это такое? Материальное положение образовательных учреждений теперь напрямую зависит от числа учащихся.
Раньше все школы финансировались по-разному и деньги шли в основном на оплату труда. Срабатывал принцип: чем больше штат, тем больше денег. Получалось, что разные школы имели разные возможности оказания образовательных услуг. А сегодня все финансируются в равной степени, и, соответственно, у всех одинаковый потенциал. Сейчас директора сами решают, сколько им надо педагогов, и сами распределяют средства. Между школами появилась конкуренция.
Помимо этого, с 2005 года мы стали совершенствовать саму систему оплаты труда. Не секрет, что прежде многое зависело от стажа педагога: чем он больше, тем зарплата выше. Сейчас базовая часть заработной платы (70 процентов) гарантирована всем. Остальные 30 процентов – стимулирующая часть. В каждом учреждении разработано положение, где прописано, за что педагоги могут получать надбавки. Есть три основных критерия: качество обучения, здоровье школьников, их воспитание. Чем меньше в классе двоечников и прогульщиков – тем результативнее труд учителя и выше заработная плата.
Кстати, теперь и свободных вакансий в школах нет. Возможно, это все взаимосвязано. Ведь когда мы переходили на отраслевую систему заработной платы, учитель в среднем получал около пяти тысяч рублей, а сегодня – 14 с половиной тысяч…
Благодаря этим приоритетным направлениям мы и оказались на шаг впереди других российских городов.
– Вера Константиновна, на днях, выступая на заседании коллегии, вы сказали, что Тюмень – единственный город в России, который получил статус инновационной площадки…
– Да, мы имеем соответствующий диплом Министерства образования и науки РФ. Сегодня три тюменские школы являются экспериментальными площадками федерального уровня. В 70-й работают над созданием единого социокультурного пространства: налаживают тесную связь с общественными организациями микрорайона, подростковыми клубами. В 90-й – сделали упор на здоровье школьников. В 12-й гимназии развивают в детях интерес к творчеству. Еще пятнадцать школ имеют статус городских экспериментальных площадок. Здесь проходят семинары, консультации для педагогов. Вместе с таким статусом школа получает дополнительное финансирование – около 900 рублей в год на каждого учащегося.
– Расскажите о едином информационном пространстве – это ведь тоже шаг вперед…
– Национальный проект нас крепко поддержал. За счет федеральных средств в каждой школе появился интернет. Ребята на уроках могут свободно пользоваться компьютерами. Год назад на один компьютер приходилось 50 ребятишек, сейчас – около 30. К новому учебному году эта цифра станет еще меньше. Кроме того, за счет средств образовательных учреждений провели локальные сети во все предметные классы. Так, на основе оптико-волоконных линий связи большинство школ включено в единую информационную систему города.
Стал иным и управленческий процесс. Теперь директору школы не обязательно всякий раз ехать в управление по образованию. Какие-то вопросы мы оперативно решаем по Интернету. Есть опыт общения и в режиме видеоконференции.
Техническую отсталость мы практически ликвидировали. Считаю, что это большой прорыв, который открывает перспективы. Например, в школе N 88 планируют наладить дистанционное обучение. Благодаря этому у детей, имеющих проблемы со здоровьем, появится возможность нормально учиться.
– У тюменских школ нет проблем?
– Что вы! Существует серьезная проблема, которую, к сожалению нельзя решить директивно. Это воспитание детей. Если ребенок предоставлен сам себе, если родители не уделяют ему внимания, очень сложно только усилиями школы сделать из него законопослушного, стремящегося к учебе, человека. Отсюда вытекают другие проблемы, связанные с ростом преступности, с такими негативными явлениями, как курение и пивной алкоголизм. Зачастую ребенок, который вполне нормально себя ведет в школе, за ее стенами становится другим. Эти проблемы очень трудно ликвидировать в одночасье. Однако обучение – не только возможность дать ребенку знания, но и подготовить его к жизни. Поэтому в школах работают более трехсот психологов. Есть штатные инспекторы. Но они отнюдь не надзиратели, а те же воспитатели, они следят за порядком и предупреждают правонарушения. Ведь порой маленькое недоразумение может перерасти в большой конфликт. И дети должны понимать, что плохие поступки не остаются безнаказанными.
– Каким вам видится 1 сентября 2007 года?
– Конечно, я вижу 1 сентября светлым и радостным праздником. Нарядные школьники с букетами цветов, счастливые родители… Как руководитель, хочу видеть отдохнувших и заинтересованных в работе учителей, готовых внедрять новые педагогические технологии. Ведь учитель должен быть интересен в первую очередь как профессионал, тогда школы станут для детей привлекательнее.
А что касается конкретно 1 сентября 2007 года, оно станет не совсем обычным. Во-первых, мы открываем в десяти городских школах дошкольные отделения. И, во-вторых, новую школу в микрорайоне «Тюменский».
***
фото: Вера Соловьева.