«Скорая помощь»: отказ обоснован
В час за скорой медицинской помощью обращается до 80 человек. Каждый из них слышит одну и ту же фразу: «Скорая» Тюмени, куда ехать?». За этими словами стоит целый алгоритм приема вызовов и напряженная работа многих людей, у которых есть немало серьезных проблем.
***
«Цепная» реакция
Звонки принимает диспетчер с фельдшерским образованием. Как правило, он задает много вопросов для того, чтобы более точно представить состояние пострадавшего. По симптомам определяет, насколько серьезный и срочный вызов. Всю информацию «фельдшер» (назовем его так условно) передает следующему в цепочке – диспетчеру-эвакуатору. Тот и определяет, какую бригаду отправить на вызов: педиатрическую, психиатрическую, интенсивной терапии, врачебную или фельдшерскую?
Если есть сомнения, что человеку действительно нужна помощь, в цепи появляется еще одно звено – звонок переключают на старшего врача. После телефонного разговора тот принимает окончательное решение: отправить медиков по адресу или отказать. Отказ делают на основании приложения к приказу управления по здравоохранению, где описаны все поводы, не требующие приезда «скорой».
За пять лет существования приказа не один отказ не оказался необоснованным. Жизни тех людей, кто получил лишь консультацию, были вне опасности.
***
«Алло, скорая?»
Отказывают чаще всего тем, кто благополучно может дойти до поликлиники или вызвать доктора на дом. Целая группа таких больных – бабушки, которые жалуются на гипертоническую болезнь. Идти к участковому врачу они не желают. Некоторые из них вызывают «03» по несколько раз в день. Их тут знают по фамилии. С ними обычно проводят лечебно-профилактическую работу врачи поликлиник.
«Вчера в три ночи обращалась бабуля, – сетуют диспетчеры, – наши медики приехали, поставили ей укол, объяснили, что здесь не «скорая» нужна, а систематическое наблюдение у своего врача. В пять утра она снова нас вызывает…»
Часто поступают «пустые» звонки. Их количество может доходить до пятидесяти в сутки. Например, «скорая» выезжает по несуществующим адресам или, приезжая на вызов, выясняет, что пострадавший, не дождавшись, ушел. Могут просто сказать, что никто «03» не вызывал.
«Это большие потери ресурсов и денег, а самое главное – времени, ведь в этот момент кто-то действительно ждет помощи», – говорит Наталья Пиманкина, заведующая оперативным отделом станции скорой помощи.
«Шутников» стараются отслеживать, но это достаточно накладно.
«Очень часто люди вызывают скорую в тех случаях, когда в ней вовсе не нуждаются. Население не знает, что «03» – экстренная служба. Наша работа – оказание помощи людям, находящимся в опасных для жизни ситуациях», – уточняет Андрей Коряков, заместитель главного врача станции «скорой помощи».