X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Из почты страницы «Субкультура»

«Лохотрон» на рынке труда
В начале 90-х в России существовала острая проблема — безработица. В наши дни она вроде бы решена применительно к нашему благополучному городу.
Создаются новые предприятия, растут как грибы торговые центры…
Однако само по себе наличие свободных мест еще не означает, что каждый желающий будет трудоустроен. Особенно это касается молодежи. Вакансии есть, но, как говорится, не про нашу честь.
Серьезные проблемы на рынке труда испытывают, например, выпускники колледжей и профессиональных училищ. Хотя, казалось бы, рабочие нужны. Но беда в том, что уровень их подготовки не устраивает работодателей, которые, как показывает практика, предпочитают брать на рабочие должности выпускников вузов. Например, среди продавцов и секретарей сейчас много молодых людей с высшим образованием. Зачастую им предлагают места, которые не требуют специальной подготовки.
Вторым существенным препятствием при устройстве на работу является отсутствие опыта у молодых специалистов. Работодатели требуют от одного года до пяти лет стажа. И не задумываются, каким образом может получить этот самый стаж вчерашний студент, если ему всюду отказывают в трудоустройстве. Ясно, что на производстве такого приходится какое-то время «доучивать». В былые времена существовали наставники -люди, которые подтягивали молодых, передавали им свои знания и навыки. Сегодня этим заниматься никто не хочет. Предпочитают брать «готовеньких» работников.
Моей подруге, по образованию экономисту, после университета везде отказывали, потому что нужен был опыт не менее трех лет. После долгих поисков она вынуждена была устроиться в аптеку бухгалтером с зарплатой всего три тысячи рублей. И теперь она с грустью считает, что практически не имеет шанса когда-нибудь стать хорошим экономистом (о чем мечтала, поступая в вуз).
Вторая моя подруга столкнулась с другой проблемой. Она сама из Ишима, пять лет училась на товароведа. Чтобы найти работу по специальности, приехала в Тюмень. Однако работодатели ей отказали, потому что у нее нет тюменской прописки.
Трудоустройство за деньги — еще одна из опасностей, подстерегающих молодых специалистов. Доверчивые соискатели попадаются на удочку людей, называющих себя «рекрутерами». Допустим, ищущий работу читает объявление в газете: «Требуются охранники — зарплата 19 тысяч рублей». Его чрезвычайно привлекает это объявление. Приходит в фирму, где ему говорят: «Да, у нас есть для вас вакансия, только нужно, чтобы вы внесли залог». Человек платит сотруднику фирмы от трех до 20 тысяч рублей. Дальше ему говорят: «Ждите, завтра с 15 до 17 вам позвонят — пойдете трудиться».
Однако никто ему больше не звонит, и никакой работы молодой человек не получает. В лучшем случае ему дают несколько номеров телефонов, где якобы его могут трудоустроить. Номера, естественно, «липовые»…
Доказать факт мошенничества очень сложно, потому что соискатель собственноручно подписывал договор на ту сумму, что внес. А в договоре сказано, что ему были оказаны некие «информационно-консультационные услуги».
Понятно, что эта «фирма» даже не пыталась трудоустроить облапошенного ею парня. Мошенники пользуются, во-первых, несовершенством нашего законодательства, а во-вторых, излишней доверчивостью и неопытностью молодежи.
В последнее время «лохотрон» на рынке труда начал приобретать все более «цивилизованные» формы. Стало меньше тех, кто без оглядки кидается в работу упаковщиками за две тысячи рублей в смену или «сборщиками шариковых ручек» по 60 рублей за штуку — а потому «лохотронщики» активно осваивают сферу более квалифицированного труда.
Вот случай, который произошел с моей соседкой Катей. Ей очень понравилось объявление: «Компания приглашает на работу студентов на должности маркетологов, менеджеров, менеджеров по PR, сотрудников офиса. Работа в офисе, без разъездов. Приветствуются студенты и молодые специалисты. Возможна работа по совместительству, гибкий график. Требования: возраст от 17 до 45 лет, знание ПК в минимальном объеме, а также легкообучаемость. Зарплата от 20000 рублей».
Объявление очень обтекаемое и неконкретное, но не столь откровенно подозрительное, как это часто бывает в случае с пресловутыми «упаковщиками». Самый верный способ узнать, что .скрывается за заветной газетной строкой, — позвонить в компанию и все выяснить. Именно так и поступила Катя, студентка второго курса одного из тюменских вузов.
Приятный голос на том конце провода попросил прислать резюме. Не особенно надеясь на удачу, она отправила резюме на указанный адрес электронной почты. Каково же было ее удивление, когда буквально на следующий день ее пригласили на собеседование!
Еще через день после встречи с работодателем все тот же голос сообщил, что руководство компании приняло положительное решение по ее кандидатуре. Радости девушки не было предела — ведь училась она как раз на менеджера по связям с общественностью. Впрочем, «сюрпризы» не заставили себя долго ждать.
Для заключения договора с компанией нужно было приобрести пластиковую карту. Однако сомнения улетучились, когда стало известно, что это карта популярной дисконтной системы и что сотрудникам она предоставляется с 50-процентной скидкой.
После покупки карты начались «лекции» для будущих работников, где рассказывалось об услугах компании. HS’ все* вопросы о том,:- когда же станут известны график работы, обязанности, оклад, «лекторы» отвечали Кате, что все расскажут на последнем занятии.
«Час икс» настал. Выяснилось, что новый работник чудо-фирмы находится в статусе агента и получает по 175 рублей с тех, кого ему впоследствии удастся завербовать. При внесении в кассу фирмы 6250 рублей он становится помощником менеджера и зарабатывает уже по триста рублей с каждого привлеченного им человека…
Что сделала Катя? Повернулась и ушла, оставив на память приобретенную дисконтную карту.
А напоследок хочу предостеречь доверчивых молодых людей от иных коварных объявлений в газетах.
Во-первых, обращайте внимание на то, какой указан номер телефона. Если только сотовый — можете нарваться на нечто подобное, как в случае с Катей.
Во-вторых, если на том конце провода не могут кратко и четко рассказать о своем предприятии, о ваших будущих обязанностях -это тотчас должно вызвать подо зрения. Честной организации, как правило, нечего скрывать.
Счастливого вам плавания в Море Всякой Хорошей Работы! Избегайте рифов и подводных камне!
***
* Об авторе: Анна Наймушина — абитуриентка нефтегазового университета (хочет учиться по специальности «Связи с общественностью»).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта