История одного актера: тюменские страницы
«Здравствуйте, вам звонит артист», – примерно такую фразу я слышу в телефонной трубке, когда звонит Геннадий Баширов. Точнее и не скажешь – артист всегда, артист во всем. Разговаривая с ним, уж точно не заскучаешь: говорит живо, красочно, имитируя голоса людей, о которых рассказывает, как дирижер, взмахивая руками, блестя глазами. Говорит с той долей искренности, на какую могут рассчитывать, наверное, только друзья.
«Вот мы и добрались до начала моей работы в Тюмени, – говорит, лукаво улыбаясь. – Я готовился к нашей встрече, разбирал программки, фотографии и понял, какое это трудоемкое занятие. Ведь все нужно рассортировать по годам, а их целых 30. Кошмар!».
(О работе актера до приезда в наш город можно прочесть в номерах «Тюменского курьера» за 18 апреля и 24 мая).
***
Переезд в Тюмень
Так и не дождавшись первой актерской степени за три года работы в театре русской драмы города Йошкар-Ола, Баширов жестоко разочаровался.
«Когда я узнал о том, что вместо меня первую степень и долгожданные 100 рублей оклада получила актриса, жена одного из ведущих актеров (занимался и постановками), страшно обиделся. Чувствовал, что это несправедливо. Я-то думал, что повышение можно заработать только трудом, а оказалось, что театр, простите, – это еще и «лазарет больных самолюбий», где многие явления подчинены странным законам. Какие же там интриги плелись!»
Бить себя кулаком в грудь и что-то кому-то доказывать Баширов не стал, но желания работать в театре русской драмы у него поубавилось. Фактически он был готов написать заявление об увольнении.
И написал. Правда, позже, уже имея приглашение в Тюменский драматический театр. А помог получить приглашение, как это часто бывает, случай.
«В 1974 году мы отправились на гастроли по Западной Украине, через Москву и Великий Новгород. Пришлось целый день провести в столице, и один из наших актеров, с которым я дружил, пригласил меня поехать в министерство культуры к его знакомому. По счастливой случайности, именно в этот день в министерстве проходила Всероссийская конференция театральных режиссеров. Там я и познакомился с главным режиссером Тюменского драмтеатра Евгением Плавинским. Личность колоритная, колоссальная. Большой человек!»
Завязалась беседа: актер рассказал о ролях, которые ему довелось исполнить, режиссеру они показались интересными.
«Потом он отвел меня в сторонку и потихоньку так говорит: «А поехали ко мне в Тюмень. У нас столица нефтяного края. Поехали!»
И Баширов поехал, не оглядываясь. В очередной раз не поленился перевезти в новый город семью, благо, было куда – квартиру тюменский театр новому актеру организовал сразу. А Плавинский занял Баширова во многих спектаклях, роли посыпались на молодого актера, как из рога изобилия. Тем более что театр готовился к своим первым гастролям в Москве.
***
Роли
История актера – это всегда история театра, где он работает. Наверное, время для него – это даты, имена режиссеров, гастроли, названия спектаклей. И, конечно, роли.
Следующая серьезная работа, которую он выделяет особо, – «Сказание об Анне» по пьесе Зота Тоболкина. История крестьянки Анны, неутомимой труженицы, любящей жены и матери, отдавшей войне мужа и троих сыновей.
«Я играл младшего сына Анны – Ждана, который возвращается домой смертельно раненым, с простреленным легким, и умирает на глазах у матери. Трагедийный спектакль, сильный, он стал своеобразной визитной карточкой нашего театра в те годы. Им открывались и гастроли, и сезоны. У меня получались такие роли, поэтому я долгое время «работал» молодых героев».
Действительно, роли как на подбор: он побывал «в шкуре» мушкетера д`Артаньяна и юного Степки из шолоховского «Смертного врага», Димки Малахова, который случайно убил человека, из «Последней инстанции»…
Еще один любимый персонаж актера – рядовой Кравцов из пьесы украинского драматурга Алексея Коломийца «Голубые олени».
«Этот спектакль о первых днях войны мы показывали на гастролях в Москве в честь 30-летия Победы. Так случилось, что играли мы его 22 июня. Такое совпадение произвело на меня неизгладимое впечатление: стоять на московской сцене именно в этот день и произносить слова, которые, может быть, действительно кто-то произносил в этот день 30 лет назад – удивительное ощущение!»
***
Гастроли в Москве
1974 год. Театр имени Евгения Вахтангова. Провинциальные тюменские актеры волнуются: понравится ли взыскательной столичной публике их работа?
Но Баширова больше всего впечатлили не аншлаги и теплый прием публики, а встреча с театральными критиками, которая пришлась на последний день гастролей. Суровые московские критики «разбирали» гастроли тюменской труппы около пяти часов, работу театра назвали самобытной, но актеров хвалили далеко не всех.
Однако Геннадия Владимировича хвалили. Хвалили столько, что по возвращении в Тюмень он чуть не стал народным артистом. Но не получилось: художественный совет счел его «слишком молодым» для такого звания.
***
Жизнь вне театра
А ее у Баширова практически и не было.
Все что происходило с ним за пределами театра, так или иначе все равно было связано с актерской деятельностью. «Вел кружок» актерского мастерства в инженерно-строительном институте и во второй городской больнице, где и старший, и средний медперсонал с удовольствием участвовал в местных полупрофессиональных постановках.
Никогда не отказывал в помощи друзьям: в 1987 году снялся в фильме по пьесе Чехова «Драма» – курсовой работе известного тюменского кинооператора и фотохудожника Андрея Свинкина.
«Съемки проходили в музее Блюхера, – вспоминает Андрей Николаевич. – Работали, конечно, по ночам, другого свободного времени у Гены просто не было. Без режиссера, без осветителей… Надо отдать Гене должное: почти все сцены мы сняли с первого дубля. Профессионал есть профессионал!»
«Работа, гастроли отнимали почти все мое время, – продолжает свои воспоминания заслуженный артист России Баширов. – Мне очень стыдно перед семьей за то, что в то время я уделял ей мало внимания. Тем более что в 80-м году родилась дочь Настенька».
***
Перестроечные времена
Годы летели, ушел на пенсию главный режиссер театра Евгений Плавинский.
«После его ухода главные режиссеры у нас стали часто меняться. Мне особенно запомнилась работа с Александром Цодиковым (пришедшим в тюменский драмтеатр в 1986 году – О. Ч.)».
Именно тогда Баширов, наконец, стал получать роли из поистине мирового репертуара: сыграл Воланда, Дон Жуана, Иоанна Грозного. Карьера, казалось, шла в гору, но тут…
«Но тут настали перестроечные времена, – вздыхает актер. – Главного режиссера у театра не было, тогда практиковали работу приезжих мастеров. Я попросту перестал видеть в разнообразии режиссерских подходов свой собственный путь».
На целых три года Баширов ушел из театра в «творческий отпуск».
«Я никого не виню в случившемся, только себя. Просто оказался, что называется, не в формате новых времен. Занялся строительством, думал, что на сцену больше не вернусь».
Но, как говорилось выше, Баширов – артист всегда и во всем. И когда новый главный режиссер Алексей Ларичев в 1996 году предложил ему роль в постановке английского драматурга Питера Шеферда «Эквус», актер согласился вернуться.
«Во-первых, меня потрясла пьеса. До этого мне не приходилось играть в подобных спектаклях. А во-вторых, я как-то сразу доверился Ларичеву – тогда молодому и перспективному режиссеру».
Возвращение получилось триумфальным, сцены с тех пор Баширов не покидал.
«А что было дальше? – улыбается актер. – Дальше были 11 счастливых «ларичевских» лет…»
***
фото: с актрисой Ириной Аркадьевой в спектакле «Сказание об Анне»; в роли Манекена («Бал манекенов»); Баширов – Степка («Смертный враг»).