X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Деревня Зайково – гимн индивидуализму

Оговоримся сразу: речь не про всю деревню Зайково, что расположена на восточной окраине Тюмени, вся деревня очень велика. А только про восточную часть восточной окраины. Поэтому воспользуемся комаровской подсказкой – Зайково-2. Тут еще нет упорядоченного строя домов. Коттеджи всяк на свой вкус. Заборы тоже разномастные – то явно с претензией на красоту, то слеплены сугубо практически – ограда. Зато улицы широкие, сверху бездонное небо – живи не хочу!
Конечно, Зайково – не единственная окраина, где типичный деревенский облик поступательно заменяется новым. Но если Комарово-2 по сути тот же город-муравейник, только растянутый по горизонтали, набор однотипных домов, в принципе, лишенных индивидуальности, то Зайково можно представить как гимн индивидуализму.
Село? Поселок? Деревня? Скорее, европейский пригород. Где дух деревенский, дремотный и медлительный. Где у иных заборов, как швейцарская стража, густая и высокая крапива. Дома, как сказано выше, разные. Есть похожие на рыцарские замки. Есть грубые коробки из панелей. Разной степени достройки.
Можно предположить, что никакая власть индивидуализма не любит. Тем более демонстративного. Наверное, власти понятнее простое: «В колонну по четыре – становись!» Может быть, поэтому в сторону Комарово столько преференций: будет школа, будут детские сады, наладят бытовое и прочее обслуживание. Насчет Зайково-2 высказался от имени общества редакционный водитель, практичный Владимир Швец: «Сами же построились – почему власти должны о них заботиться?»
Начальник территориального управления Ленинского округа Николай Болотин рассказал, что восточное Зайково появилось на свет в дни коттеджного бума, лет семь или восемь назад. Местная власть взяла на себя заботу о дорогах, большинство из них отсыпано щебнем, на очереди асфальтирование, которое «идет от Быково в сторону города». А что касается соцкультбыта – его нет, ездят в город, в школу, в садик – все на личном транспорте. Деревни, входящие в территорию округа, небольшие. Всего-то населения в них семь тысяч человек. Строить для каждой школу пока дороговато. Что касается торговли, то тут рынок работает сам – магазинчики, кафешки… И за каждым гвоздем в город тоже не ездят – на улице Высоцкого, 28, разместилось предприятие фирмы «Штат», торгующей строительными материалами.
… Вот я и проговорился об истинной цели нашей поездки в Зайково. Не простор, не ленивая тишь, не архитектурный гимн индивидуализму привлек бригаду «Тюменского курьера» на эту окраину. На литературной карте Тюмени в квадратике, обозначающем Зайково, два имени – Владимир Высоцкий и Анна Ахматова. Яркие, отметим, индивидуальности, даже – индивидуалисты, хоть и писала Анна Андреевна, что «я была с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был…» Народ-то полюбил Ахматову тогда, когда стало можно ее любить…
И мы поехали. Действительно, все, как положено: таблички на воротах. Улица Высоцкого… Улица Вл. Высоцкого. А на доме N 8-б даже полностью: улица Владимира Семеновича Высоцкого.
Двое мальчишек неторопливо пылят из магазина.
– Ребята, как называется эта улица?
– Высоцкого, вон же написано. – А кто это? Переглядываются, пожимают плечами – новое поколение. Спросить, что ли, про Шрека? Наверное, скажут сразу. Тут с нами поравнялись женщина с девочкой. Тот же вопрос, и в глазах собеседницы мелькает что-то неуловимое…
– Когда мы тут поселились, было что-то очень близкое, ощущение молодости. Муж, он скоро уходит на пенсию, до сих пор от Высоцкого без ума. А я вот внучку пестую, садиков у нас тут нет, – рассказывает Валентина Михайловна.
– Внучка про Высоцкого знает? – Будет знать. – Как тебя зовут, малышка? – это уже к девочке. Она отвечает на всю улицу (в городе так не покричишь, наверное):
– Юля Чумак!!! Мальчишки с буханкой хлеба слушали наш разговор, а когда мы уже поехали дальше, я видел, как они стояли и разглядывали таблички на углу Высоцкого и Тенистой…
Если улица Высоцкого – самый центр восточного Зайкова, то улица Ахматовой как бы окраина окраины. С Еленой Викторовной Кочкаревой мы познакомились во дворе ее дома по адресу: улица Ахматовой, 6. Хотя могли бы познакомиться и раньше. Елена Викторовна с мужем много лет работала на газовом Севере. Надым, Пангоды, Уренгой, Ямбург для нее – не просто точки на карте.
– Мы там были в числе первых, – с гордостью говорит она. И называет детали, ведомые только старожилам. Например, «пилотскую гостиницу» в Надыме – деревянный балок, взгроможденный на песчаный холм. Мне весной 1972 года тоже пришлось быть постояльцем этого щелястого «отеля».
Мы вспоминаем фамилии надымских и уренгойских знаменитостей – Чернышова, Стрижова, Никоненко, пуски газопроводов, где могли встретиться в шумной толпе. Елена Викторовна рассказывает, что поначалу их улица называлась Гранитной. Но когда дошло до утверждения «там», она показывает рукой куда-то вверх, то выяснилось, что Гранитная уже есть, а для нашей отнюдь не горной местности двух Гранитных – много. И тут кто-то из здешних любителей прекрасного предложил Ахматову в качестве «бренда». Елена Викторовна рассказывает об этом с неким холодком в голосе, чувствуется, что она в чем-то этот выбор не одобряет. Но, как говорится, «слушать будешь стоя», не переносить же особняк только из-за названия улицы?
Зато Болотин утверждал, что идея назвать улицу в честь великой поэтессы пришла «снизу», из народа. Ну, народ у нас разный. Так что все может быть…
Возвращаясь, видим у поворота человека с топором.
– Спросить у него про Ахматову? – А вдруг он – топором? – осторожничает Швец.
Выхожу из машины. Человек интеллигентного вида откладывает топор, выслушивает вопрос и как-то странно смотрит. Взгляд читается отчетливо: «За дурака меня принимаете?» Приходится извиняться, не дожидаясь ответа.
Юрий Васильевич Мамонтов – геодезист. Работает в аэрогеодезической экспедиции, занимается межеванием зайковских улиц, или, выражаясь профессионально, «закрепляет углы» участков (вырубает и забивает колышки – вот зачем топор!), чтобы в дальнейшем не было споров между собственниками коттеджей. Геодезист – профессия исстари интеллигентная, да и возраст соответствующий. Поэтому мы не тревожим тень Ахматовой, а говорим о прошлом и будущем Зайкова. Рядом с нами – пустой квадрат, очерченный по периметру тополями одного возраста.
– Здесь когда-то была местная школа, – говорит Мамонтов. – Потом состарилась, ее сломали…
Интересно, в библиотеке школы, когда-то стоявшей на углу Сиреневой улицы, были стихи Ахматовой?
***
фото: Лиса с ул. Высоцкого, 28; И на Тенистой улице… Первый дом на ул. А. Ахматовой; Валентина Михайловна и Юля Чумак; Рыцарский замок

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта