X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Последний ветеран

Сейчас в селе Сосновка, что находится в Заводоуковском районе, в День Победы не проходят митинги. Считается, что в селе нет воевавших на фронтах. На шестидесятилетие Победы из них оставалась в живых одна Анна Михайловна Скорикова (Смовж).
85 человек из Сосновки погибли в боях, а остальные – умерли. На сосновском кладбище под деревянным крестом покоится один из героев. Это А. Кудряшев. Его танк одним из первых ворвался в горящий Будапешт. В 60-х годах в экспозиции Тюменского краеведческого музея красовалась его фотография.
После тяжелейшей контузии герой войны на нищенскую пенсию инвалида вместе с семьей влачил жалкое существование. Его ордена и медали, видимо, затерялись где-то в суете. По скромности, а может, пройдя через жерло войны, он и не считал совершенное геройством, и ни своим потомкам, ни односельчанам не рассказывал о своих подвигах. А через десяток лет в деревне не будут помнить и участников трудового фронта, которых к тому времени почти не останется.
***
Августовским утром в 1942 году сотрудник Новозаимского военкомата посадил на подножки вагонов санитарного поезда трех девчат из Сосновки и приказал им ехать до станции Ишим. Старшей в группе назначил Анисью Скорикову (которую армейские писаря переименовали в Анну, под этим именем она и живет до сих пор) и вручил ей запечатанный сургучом серый конверт с надписью «612 БАО».
Почти восемь часов ехали девушки на подножках санитарных вагонов, крепко прижавшись к поручням. Но в Ишиме их никто не ждал и не встречал. Про 612-й БАО также не знали. Еще двое суток провели они в станционном скверике, пока на них не обратил внимание дежурный милиционер.
На сборном пункте, где формировали подразделения 20-й армии к отправке на Дальний Восток, их уже начали считать дезертирами – в железнодорожном тупике уже стояли вагоны, заказанные для перевозки солдат в юбках.
18 суток длилось путешествие в телячьих вагонах. Даже неприхотливым и привыкшим к суровым условиям жизни девчатам оно показалось очень тяжелым.
Прибывшие, наконец, к месту назначения в Хабаровск-1, девчата увидели, что их вагоны не пойдут на запад пустыми. Все подъезды к станции были заполонены солдатами, ждавшими отправки на фронт.
БАО (батальон аэродромного обслуживания), куда попали все девушки из Сосновки, парнями был укомплектован всего на одну десятую – остались лишь специалисты, которым предстояло учить новобранцев…
Вскоре жизнь стала такой стремительной, что уже трудно было различать ночь и день. Тревоги, учеба, караулы, а между ними – заготовка продуктов на зиму.
Зима принесла с собой пронизывающие ветра и жесткие холода, не такие, как дома: по сибирским меркам вроде и небольшой мороз, но влажность делала его пронизывающим до костей.
Из дома шли нерадостные вести. Редкую неделю кто-нибудь из землячек не плакал, получив письмо из дома. Матери и младшие братья сообщали о погибших и раненых на Западном фронте родственниках, о тяжелых налогах, в счет которых сдавали государству все молоко и мясо с личных подворий. Откровенного голода в деревне не было, но основными продуктами питания были картошка, горох, капуста.
К новому 1943 году в БАО солдат мужского пола почти не осталось, всю службу несли девушки. И тяжелая работа по заправке самолетов полностью перешла в девичьи руки.
Пропахшая керосином солдатская форма была белой от стирок и солнца, и заветренные красные руки были отличительной чертой девчонок-заправщиц. Работать приходилось много, вылеты следовали один за другим – и на патрулирование границы, и учебные.
Весть о победе над Германией прилетела на аэродром ранним утром. Поднятые в воздух самолеты показывали фигуры высшего пилотажа, из репродуктора в солдатской столовой слышались победные марши и счастливое «ура». Но победа на западе не изменила жизни аэродрома. Эта жизнь даже стала напряженнее. Все чаще поднимали по боевой тревоге самолеты в воздух, японские самолеты-разведчики нагло залетали на нашу территорию.
А с 8 августа аэродром стал жить по законам войны. Начались артиллерийские обстрелы. Появились первые потери. Через неделю боевых действий наши передовые части оторвались от тылов. Им не хватало горючего. Три бензовоза из БАО-612 ушли в 10-дневной рейд, заправляя горючим машины артиллеристов 20-й армии. За что получили благодарность верховного главнокомандующего.
Возвращение на запасной аэродром, куда Анне-Анисье и ее подругам приказали вернуться после выполнения задания, было печальным. В аэродром врезался самолет с летчиком-камикадзе. В воздухе пахло горелой резиной и хлебом, развороченная взрывом взлетная полоса была в желтой скользкой глине…
Демобилизовались девчата уже после ноябрьских праздников 1945 года.
***
… Сосновка имеет неповторимую двухвековую историю, но теряет память о былом. Вот и не помнят земляки о последней ныне живущей участнице боевых действий в войне с Японией Анне Михайловне Смовж.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта